Страсть – сущ., ж.р., 3 скл.
1. Сильная любовь, сильное чувство влечения. Мужчину и женщину объяла страсть.
2. Сильно выраженное чувство, воодушевленность. Страсти у спорщиков разгорались.
3. Крайнее увлечение, причастие к чему-то. Театр – его страсть.
4. В церковнославянском страсть означает страдание. Страстотерпец – терпящий страдания, мучения.
В русском языке слово страсть люди привыкли понимать как чувство, которое основано в основном на физическом влечении. Страсть также может видоизменяться – от большого интереса или восхищения идеей, спором или каким-то делом до возбужденного наслаждения интересом или деятельностью, сильного желания или волнения по отношению к человеку. Это чувство может быть крайне сильным, таким что человек, неважно мужчина это или женщина, порой могут поддаться этому порыву.
О такой страсти пишет А.С. Пушкин в своем произведении:
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Нет, никогда средь пылких дней
Кипящей младости моей
Я не желал с таким мученьем
Лобзать уста младых Армид,
Иль розы пламенных ланит,
Иль перси, полные томленьем;
Нет, никогда порыв страстей
Так не терзал души моей!
В этом отрывке из романа «Евгений Онегин» главный герой терзается порывом страстей, у него есть необъятное влечение к Татьяне Лариной. Считается, что А. Пушкин это написал, будучи влюбленным в 15-летнюю Марию Николаевну Раевскую, его пленила ее красота и недоступность. Здесь можно видеть, как страсть переходит из порыва романтического в муку, которую не погасить, и это чувство мучает его душу.
И действительно, ничто так не мучает людей – ни болезни, ни что другое, как собственные страсти, укоренившиеся грехи. Сначала они служат удовлетворению греховных потребностей, а потом люди сами начинают служить им: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8, 34). Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится». То есть страсть – уже нечто большее, чем грех, это греховная зависимость, рабство определенному виду порока. Как говорят святые отцы, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть, от блуда – сребролюбие, от сребролюбия – гнев, от гнева – печаль, от печали – уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Чревоугодие побеждается воздержанием, постом, страсть сребролюбия – воспитанием в себе милосердия к бедным, нуждающимся, умеренным образом жизни. Гнев исцеляется уклонением от раздражения, терпением, воспитанием в душе кротости, любви, прощения. И так каждой страсти противостоят противоположные ей добродетели.
В Библии есть упоминание о страсти: Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3:5). Здесь апостол Павел говорит о том, что страсть есть неистовство тела, подобно горячке, или ране, или другой болезни.
Главное – мы должны понять, что для искоренения страсти мы должны просить помощи у Бога, чтобы Он дал нам силы все тяготы преодолеть. И тогда духовное наслаждение, посланное Богом, заменит в нашей душе пробелы, занятые грехом.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие#русский язык #молитва #богослужение
Текст подготовил Сергий Кузянов.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»