После захвата Смоленска в 1611 году войсками Сигизмунда III город до 1654 года был в составе Речи Посполитой. Крепостные сооружения Смоленска после осад 1609-1611 и 1613-1617 годов требовали ремонта. Наибольшее беспокойство вызывал, конечно, большой пролом на юго-западном участке. Сеймы Речи Посполитой выделяли деньги на ремонт Смоленской крепости, но их было недостаточно.
Тем временем, королевич Владислав в 1624-1625 годах совершил путешествие по Западной Европе и вернулся оттуда энтузиастом голландских фортификаций и методов ведения боя. Благодаря стараниям и финансовой поддержке королевича в 1626 году было начато строительство современной пятибастионной земляной цитадели по образцу антверпенской, которую он посетил в 1624 году. В честь отца он назвал ее Сигизмундовой фортификацией (Fortalitium Sigismundanum), кроме того, в польскую эпоху она носила также названия «Большой вал», «Королевская крепость», во второй половине XVII – начале XVIII вв. бытовало название «Королевский пролом», а в XVIII – начале XIX вв. – «Цитадель».
Королевская крепость должна была закрыть большую брешь в стене, которая осталась после осады 1609-1611 годов, и одновременно стратегически возвышалась над глубоким оврагом речки Чуриловки, давая возможность непосредственно его обстреливать и вести фланговый огонь вдоль западного и южного участков крепости. На этом участке до образования пролома в 1610 году располагались три крепостные башни: «первая круглая от Копытцких ворот», «четвероугольная первая от Копытцких ворот», «другая круглая от Копытцких ворот».
Строительные работы велись под руководством немецкого инженера Вильгельма Аппельмана. В 1626 году ему поручалось привлечь на оседлость несколько сотен ремесленников, для чего выделялось 3 тыс. злотых, а также выплачивалось вознаграждение в 700 злотых за составление размерного чертежа смоленских валов.
О точном времени возведения Королевской крепости мы можем судить из 3-го тома «Volumina Legum» – многотомного свода законов, сеймовых постановлений, привилегий и других законодательных актов Речи Посполитой. В документах сейма, начавшегося 12 марта 1631 года, в арт. 39 «Bezopasntnost Smolenska» пишется:
«…но так как ясновельможный пан королевич Владислав Сигизмундович (J.V. Korolevich Vladislav Sigismund), сын наш, имея в виду плачевное состояние государственной казны, из уважения и любви к нам и Речи Посполитой с 1626 года сам из своего вознаграждения с этих земель [Владислав был наместником присоединенной к Речи Посполитой Смоленщины], сокращая свою прибыль ради целости Речи Посполитой, давал деньги людям на мощную фортецию в свой великий [личный] ущерб и построил ее в этой крепости [Смоленске]».
Из этого текста ясно видно, что Королевская крепость строилась с 1626 по 1630 год.
Королевская крепость Смоленска по своим очертаниям повторяет цитадель Антверпена. Это прекрасно видно на плане Антверпена 1572 года (титульная иллюстрация) и плане антверпенской цитадели 1568 года.
Для сравнения приводится фрагмент гравюры Смоленска Вильгельма Гондиуса 1636 года с изображением Королевской крепости.
Автор: Юрий Шорин
Источники: Модестов Ф.Э. Смоленская крепость. Смоленск, 2003. С. 131; Смоленщина в документах Литовской метрики первой половины XVII в. Владельцы и их маетности / авт.-сост. В.А. Прохоров. Смоленск: Край Смоленский, 2017. С. 63; Volumina Legum. Petersburg, 1859. S. 326-327.
Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.