Найти тему

ОБЗОР ПЛАСТИНКИ: Miles Davis - Birth of the Cool

Оглавление
Birth of the Cool
Birth of the Cool

Первый по-настоящему влиятельный проект Майлза Дэвиса как лидера - серия записей, сделанных в 1949-1951 гг. и изменивших ход развития импровизационной музыки, - почти десять лет оставался недооцененным публикой. Фактически, "Birth of the Cool" - название, под которым теперь известны эти композиции, - появилось только в 1957 г., когда компания Capitol Records собрала оригинальные одиннадцать сторон на 78 об/мин и переиздала их в виде цельного LP.

Birth of the Cool стал важнейшим стилистическим шагом, последовавшим за бибопом и породившим совершенно новую волну игры, оказавшую влияние на новое поколение в начале 1950-х годов. Он возник как попытка найти способ соединить полифонию и другие идеи современной классики (дискордантность, импрессионизм, необычный инструментарий)
с гармонической лицензией, которую впервые применили Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Сдержанность и эмоциональность этого стиля стали его наиболее узнаваемыми чертами: спокойная отстраненность от ничем не сдерживаемой бешеной энергии бибопа, которая, казалось, идеально соответствовала беспечному духу "темных очков в полночь", разделяемому такими музыкантами, как Чет Бейкер, Джерри Маллиган, Стэн Гетц и другими носителями "холодного" джазового звучания.

Birth of the Cool родился в серии репетиций, начавшихся в 1947 году в маленькой подвальной квартире на 55-й улице: Майлз был главным, возглавляя команду музыкантов-единомышленников. Музыканты, которые то и дело появлялись в этом подвале, представляли собой сливки нового поколения джазовых модернистов: старые друзья Дэйвиса Джордж Рассел и Джон Льюис, Ли Кониц, Кай Виндинг, Майк Зверин, Эл Хейг, Макс Роуч, Гюнтер Шуллер, Эл Маккиббон и многие другие. Некоторые, как Маллиган и Кониц, играли в биг-бэнде под руководством пианиста Клода Торнхилла, который создал уникальный звук, щедро опирающийся на классические текстуры и краски XX века. Квартиру снимал аранжировщик Гил Эванс, еще один выпускник Торнхилла, который помог придать музыке форму.

Birth of the Cool (side A)
Birth of the Cool (side A)

Side A

1. Move - 2:35
2. Jeru - 3:15
3. Moon Dreams - 3:22
4. Venus De Milo - 3:14
5. Budo - 2:34
6. Deception - 2:50

Группа из девяти человек, на которой они в итоге остановились, представляла собой уменьшенную версию джаз-бэнда-оркестра-брасса Торнхилла: труба, тромбон, валторна, туба, альт-саксофон, баритон-саксофон, фортепиано, бас и ударные. "Мы хотели получить такое же звучание, но... как можно меньше", - отметил Дэвис и добавил: "Я смотрел на группу как на хор. . . Я хотел, чтобы инструменты звучали как человеческие голоса".

Самое главное, что этот "композиторский конклав" (по выражению Рассела) в конечном итоге дал молодому трубачу первую возможность расправить крылья в качестве руководителя группы и сделать первый, просчитанный шаг в сторону более расслабленного, сниженного звучания. Поначалу Дэвис "не знал, как быть боссом", вспоминает тромбонист/автор Майк Зверин. "Он во многом полагался на Эванса, давая музыкальные указания игрокам". Но вскоре, по словам Маллигана, он "дал отмашку" и "полностью доминировал в группе".

В сентябре 1948 г. на здании Royal Roost - одного из главных джазовых заведений Манхэттена на углу Бродвея и 47-й улицы - появилась вывеска с объявлением о первом ангажементе группы в поддержку Каунта Бейси. Резиденция продлилась две недели. Группа сыграла еще только один концерт и распустилась в следующем году, но не раньше, чем записала 12 пластинок для Capitol Records в начале 1949 и 1950 гг.

С именем Майлза в качестве лидера на звукозаписывающем лейбле музыка была выпущена в течение следующих нескольких лет в виде серии влиятельных, но не самых продаваемых дисков. Поначалу их влияние ограничивалось джазовыми критиками и музыкантами. Но не успели пройти 1950-е годы, как критический мир стал рассматривать сессии Birth of the Cool как музыкальный сдвиг сейсмического масштаба в джазе. Один из критиков назвал музыку суммирующей "все достижения современного джаза до этого момента". Писатель Мартин Уильямс в обзоре всех джазовых достижений 50-х годов отметил его влияние ("влияние мелодического ритма на фразировку и перкуссию") и его роль в старте восходящей звезды ("обещание зрелости самого Дэвиса, особенно в великолепных соло в "Move" и "Israel").

Birth of the Cool (side B)
Birth of the Cool (side B)

Side B

1. Godchild - 3:13
2.
Boplicity - 3:03
3.
Rocker - 3:08
4.
Israel - 2:20
5.
Rouge - 3:17

Это была смелая попытка молодого трубача, за которую пришлось заплатить. Во время планирования записи нонета Дэвис получил звонок всей своей жизни: возможность присоединиться к оркестру Дюка Эллингтона, пожалуй, самому авторитетному и уважаемому коллективу джазового мира. Майлз до сих пор вспоминает, что был потрясен: "[Дюк] сказал мне, что я вхожу в его планы на осень [1948 года], с музыкальной точки зрения, и он хочет видеть меня в своем оркестре. Это меня просто поразило... Но мне пришлось сказать ему, что я не смогу приехать, потому что я заканчивал работу над "The Birth of the Cool"". (Auto., p.121)

Удивительно, что даже в 22 года у Дэвиса хватило ума и чувства ответственности, чтобы отказаться от безопасности и повышения статуса, связанных с местом в оркестре Дюка.

Birth of the Cool
Birth of the Cool

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!