Найти в Дзене

Серия "Апокалипсисы". Последний танец Шивы в Кали-юге. Часть VI.

Серия "Апокалипсисы". Последний танец Шивы в Кали-юге. 119 на 84 см, маркер, линер, гелевая ручка, 2022.

Общий план
Общий план

Итак, после бхакти-йоги, связанной прежде всего с желанием по всякому полюбить бога, найти удобное место, чтобы через это отправиться в мокшу и по-интересному крутануть колесо сансары с выходом в нирвану, теперь следует сказать и о другом виде йоги - Джняна-йога.

Джня́на-йо́га, джна́на-йога или гья́на-йо́га (санскр. ज्ञान योग, IAST: jñānayoga «путь знания», если вы француз, например. Высшим джедайством джнана-йоги является осознание единства индивида, или в санскритской терминологии атмана, с безличным аспектом Абсолютной Истины — Брахманом. Немножко начинает неприятно покалывать в том месте головы, которое когда-то изучало Гегеля на третьем курсе.

Всё это звучит не особенно понятно и, как следствие, неприятно для западно-европейских мозгов, коими мы с детства натренированы играть в рациональное. Мы пропитаны логикой субъект-объектных отношений, и принципы tat twam asi кажутся нам чем-то слегка постыдным, изучать всё это всерьез - что-то вроде посреди обеда на заоде достать барабан и начать петь Хари Раму, Хари Кришну. Но не переживай, сейчас поясним.

На рубеже 8 и 9 веков жил такой простой деревенский паренек Ади Шанкара. При жизни он много кого обжулил в карты благодаря спокойному виду и широким рукавам, но помним мы его отнюдь не за это. Он является создателем адвайта-веданты. Это такая система, рассказами о которой он немало уложил цыпочек, потому что звучит она для смертного уха сладко, как персиковый гранат или ежевичная малинка.

Возможно Шанкара выглядел как-то так
Возможно Шанкара выглядел как-то так

Начинается все с того, что есть Брахман. Брахман это не пиво, как многие подумали, Брахман это надличностный, индифферентный Абсолют (и любят же они алкоголь называть понятиями из индуизма), «Душу мира», первооснова всех вещей и явлений, сиречь феноменов.

Это Брахма, бог, а Брахман это другое, покруче.
Это Брахма, бог, а Брахман это другое, покруче.

Брахману не может быть дано никакое утвердительное определение, дать ему характеристику можно только через отрицание: он бесконечный, неизменный, неподвижный. Он описывается как бескачественный (ниргуна). Брахман – это принцип и источник Вселенной, который может быть определён, говоря только о том, кем он не является. В богословии это называется "апофатический принцип определения Абсолюта", и нам это как носителям христианской культуры, в принципе, знакомо. Толкьо проблема в том, что наше рациональное европейское начало породило при этом Бога деятельного, суть которого - творение.

Брахман же бескачественный, бездеятельный, чисто Обломов. Он кричит "Сансаааааааааар!" и колесо вращается, порождая все это великолепие хаотического метемпсихоза.

Брахман, в отличие от Брахмы, выступает бездеятельным боссом
Брахман, в отличие от Брахмы, выступает бездеятельным боссом

Концепция вкратце такая:

Уже в Упанишадах наряду с трактовкой Брахмана как Творца мира, обладающего всеми возможными позитивными характеристиками, появилась тенденция считать, что в действительности к нему неприложимы вообще никакие характеристики, что мы уже поняли. Но если подлинно реальная сущность неописуема, то, вероятно, описуемое — нереально. Эта мысль могла бы привести в бешенство отца логики Аристотеля, но при этом всём, наверное могла бы здорово повеселить дедушку логики Парменида, а то она весь похожа на некоторые куски из его поэмы "О природе". Вроде того что, что сновидение и «реальный» мир неотличимы друг от друга: объекты «реального» мира — это тоже определённые представления и потому несубстанциальны; они преходящи, а преходящее не может быть реальным; они точно так же вплетены в человеческую деятельность, как объекты сновидений — в нашу деятельность во сне; пища, принятая во сне, не может утолить голод наяву, но и наоборот — «реальная» пища не может удовлетворить голод во сне. Далее, в «реальном» мире должны существовать причинно-следственные отношения, но таковые просто невозможны: если следствие содержится в причине, то оно уже есть, возникновение его «невозможно»; если же не содержится, то причина отлична от следствия и породить его не может. Это тоже похоже на Аристотеля, накурившегося дешевых наркотиков. Развивая мысль дальше, приходим к тому, что причина и следствие не могут быть ни одновременными, ни разновременными. Далее, если данное следствие порождено некой причиной, она — другой, та — третьей и т. д., то налицо регресс в бесконечность (у Аристотеля - перводвигатель). Если же в начале всего стоит одна вечная Первопричина, то это опять-таки невозможно: вечное не может породить невечное (спорное утверждение, но оно ж религия). Таким образом, многообразный мир не может считаться реальным и не мог быть сотворён реально существующим Творцом. Многообразие индивидуальных душ-джив — одна из иллюзий. Реален только Брахман — истинный, сознательный и блаженный. Мокша — духовное освобождение — заключается в осознании своей тождественности Брахману.

Даже у богов голова идет кругом немножк...
Даже у богов голова идет кругом немножк...

Шанкара и его последователи уточнили, в каком смысле мир иллюзорен. Было введено понятие трёх уровней реальности: парамартхика (истинная реальность), вьявахарика (условная реальность) и пратибхасика (призрачная реальность). К парамартхике относится только Брахман — только он действительно реален. Вьявахарика — то, что обычно считается реальностью: материальный мир, множественность субъектов, Ишвара — Владыка мира и его Творец, религиозные установления. Всё это не обладает подлинной реальностью, но не является и совершенно ложным — хотя бы в силу общезначимости таких представлений. К пратибхасике относятся сновидения, миражи и т. п., которые тоже в каком-то смысле реальны: если нам что-то приснилось, то это действительно приснилось. Совершенно нереальные вещи — туччха (например, «сын бесплодной женщины») — не подпадают ни под одну из этих категорий. Вот такие дела.

Следует также напомнить, что сам Шанкара был при этом строгим консерватором и классовую систему охранял покруче Победоносцева - полностью поддерживал всякие жестоки наказания вроде горячего олова в уши шудрам, которые решили приобщиться и почитать священные тексты на досуге. Так что он может и красавчик, но своим парнем это его точно не делает.

вот такой добряк. олово, видимо, спрятано перед приходов фотографа.
вот такой добряк. олово, видимо, спрятано перед приходов фотографа.

Джнана-йога выступает как первичный путь к достижению мокши. Это путь самоосознания, на котором индивид с помощью своего ума отличает реальность от иллюзии и осознаёт своё тождество с Брахманом. Полностью осознав это, индивид достигает стадии мокши.

Вот таким волшебным санскритским фонариком можно засветить в ученика, не понимающего разницы между постижением единства и постижением абсолюта.
Вот таким волшебным санскритским фонариком можно засветить в ученика, не понимающего разницы между постижением единства и постижением абсолюта.

Шанкара отождествлял неведение-авидью и творческую силу Абсолюта, майю. Творческая сила представляется здесь потенцией, а не активностью Авидья-майя в его учении не определяется ни как реальная сила (в отличие от шакти кашмирского шиваизма), ни как голая иллюзия, не имеющая к Абсолюту никакого отношения: майя для Шанкары сила sad-asad-anirvacaniya, ни-реальная ни-иллюзорная. Майя, проявляясь как вселенная, скрывает за собой неизменную сущность: лишённый свойств, самотождественный, единый — ниргуна (непроявленный) — Брахман.

лбой непроявленный Брахман можно проявить с помощью специальных химикатов, почти как у олдскульного фотолюбителя.
лбой непроявленный Брахман можно проявить с помощью специальных химикатов, почти как у олдскульного фотолюбителя.

Майя оказывается наложением на неизменный Брахман. Будучи подверженной развёртыванию, трансформации Майя является и оборотной стороной Брахмана, его творческой силой, шакти, которая включает в себя омрачение, неведение (авидью) — основу индивидуального характера опыта. Здесь мы ступаем уже вроде как на путь трансцендентализма, но совсем ненадолго - ведь понятиями времени и пространства индусы почему-то не заморачивались. Но оно и понятно - рационализьмой здесь и не пахнет.

Духовная реализация понимается в этой системе как растворение в Брахмане субъекта, объекта и самого процесса познания. На самом деле, в мире нет никаких изменений, все новые названия являются обозначением для уже существующего: для Брахмана. Утверждая всеобщую причину, Брахман, Шанкара отрицает следствие, сводя его только к обозначению: «Следствие — только словесная форма, оборот речи». В общем, Брахман также и язык побеждает. Да и бог с ним, как говорится.

Вот такие, вкратце, принципы джняны йоги. С помощью них становится чуть понятнее, почему они там все такие спокойные.

Напоминаю, что офигенский плакат "Последний танец Шивы в Кали-Юге" в натуральную величину, на плотнейшей бумаге, с подписью автора, с приложением текстов всех объясняющих Танец Шивы постов можно заказать у меня за смешные деньги и наслаждаться.

Моя группа вк: vk.com/kotiwta_malyuet

А еще запущен сайт, который я вас смиренно приглашаю посетить: https://vk.link/kotiwta_malyuet

Всем спасибо за отзывы и всякое такое. Там много разного, что можно заказать, чем поддержать художника. Лучший донат - лайк, коммент, подписка. Шучу. Времена нынче такие, что лучший донат - донат. Всем привет.