Территория Пугачева под просторечным названием «Лягушатка» начинается на самой последней городской улице – Южной. Дальше «Лягушатка» расползается по примыкающим улицам — Пушкинской, Красноармейской, Советской, Рев. проспекту, 40 лет октября до улицы Чапаевской, где как раз проходит невидимая граница, отделяющая «хлябь от тверди».
«Лягушатку» отличают камыши. Они стоят стеной повсюду, будто это не степной город, а дельта Меконга или Амазонки. Камышам нужна влага. Чем больше, тем лучше. Раньше такого водного обилия не было, и камыши проявляли себя скромно. Тем не менее, их историческое присутствие было закреплено в названии улицы – Камышинская. Но даже здесь нахальная зелень не мешала спокойному проживанию: люди строили дома, разводили сады и огороды. Откуда потом явилась камышовая напасть – приходится только гадать.
Напорный канализационный коллектор на головную насосную станцию прокладывала ПМК-15. Монтажники соединяли железобетонные трубы резиновыми кольцами. Кольца шли под номерами в зависимости от степени уплотнения. На номера, конечно, никто не смотрел, и где — то места соединений были прослаблены. Поэтому коллектор потек, как решето. Его подлатали, но какие-то грехи остались. Их назвали технологическими потерями и успокоились. Возможно, причина подтопления города в другом, в оросительном канале, что проходит по сырту. Но канал давно сух, как марсианская пустыня, а болото все ползет на город и заполняет его камышами.
Пользы от них мало. От железнодорожной линии до рубежной Чапаевской улицы камышами заросло все: дворы, улицы, дома. Дикую зелень можно достать из окна.
Власти стараются не мешать камышовой атаке. Поскольку денег на водопонижение нет, нужно ждать, когда деньги появятся. Возможно, город разбогатеет, но еще раньше, знаменуя это событие, на сырту засвистят раки.
Борьба с дикой зеленью давно стала делом местного населения, которое локально занимает оборонительные рубежи. Были попытки остановить яростные корневища широкими рвами. Бессмысленно. Камыши быстро переползают через окопы и занимают новые площади. Никаких перемен и перспектив.
«Лягушатку» облюбовали цыгане. Хотя сейчас они селятся во всех концах города, большая часть их по–прежнему проживает на окраине. Они неприхотливы и спокойно соседствуют с камышами. И все – таки повод для беспокойства есть и у них:
– Часто в нашей стороне случаются пожары. У каждого во дворе вон сколько ребятишек, – рассказывает одна из жительниц.
Возгорания камышей – дело обычное. Достаточно окурка, чтобы все пошло огнем. Пожарные часто выезжают тушить возгорания в «Лягушатку». Их вызывали сюда и год, и три года назад. Ничего не меняется.
М. Княжевич