Найти в Дзене

Отшельник 3. Глава 6. Тайга.

В красивый осенний наряд нарядила природа тайгу. Первый, ярко оранжевый лист осины упал на воду и стремительный поток подхватил его. В свои законные права вступала осень. Нарядившись в волшебные краски осень олицетворяет собой важные особенности природы; рисует красочные пейзажи и натюрморты.

фото автора
фото автора

Михаил с Сергеем обнаружили в тайге хорошо натоптанную лосиную тропу и решили проверить. Куда так много лося мигрирует в такое время года. Пройдя по свежим лосиным следам, тропа вывела их к большому моховому болоту. Огромные ели и пихты, растущие на краю болота были увешены лишайниками, как будто укутывались теплыми одеялами на случай морозов. Подстилка лесная под ногами тоже было соткана из мягкого моха. Она позволяла охотникам мягко и бесшумно передвигаться по ней. Михаил вспомнил, как в детстве они с дедом ходили на болото и собирали сухой мох для укладки бревен при строительстве охотничьего домика. Незаметно подойдя к краю болота парни заметили двух лосей по грудь стоявших в трясине и наклонив головы что-то поедали. Привлекал лосей оказывается болотный, горький как хина, трехлистник растущий в большом количестве на краю болота. Лоси по очереди засовывали головы в болотную жижу и доставали оттуда растение, поедая его.

- Вот зачем они приходят на болото, за этой горькой травой. Как они его едят, он же горький до невозможности? - шепотом сказал Сергей.

- А ты что тоже его пробовал? - пошутил Михаил.

- Знаю...

- Надо в обратный путь собираться, а то дождик вон накрапывает. Портится погода, а у нас одна плащ палатка. - сказал свое мнение Михаил.

Дождь усиливался и капли стали крупнее. Подул холодный ветер. Парни ускорили шаг, но темнота быстро накрыла тайгу. Дождь стал лить, как из ведра. Молния рассекала ночное небо и ударяла в где-то в горах. Яркие вспышки огромной энергии освещали ночную тайгу. Раскаты грома оглушительно грохотали друг за другом. Укрывшись одним плащом парни забрались под елку, но и она стала как дуршлаг и не спасала от дождя. Еще раз шарахнула где-то близко молния и осветила тайгу, как днем. В свете молнии четко проявился охотничий домик. Парни сперва подумали, что это им привиделось в жуткой и кромешной темноте, но выбравшись из под дерева решили подойти поближе. И на самом деле перед ним стоял маленький охотничий домик. Парни не раздумывая вошли в него. В темноте пахло травами и сушеными грибами. Сергей полез в карман и достал полиэтиленовый пакет, где у него всегда хранились спички и сигареты.

- Хоть бы спички не промокли, а то у меня нитки сухой нет, и замерз я как цуцик, - обрадованно сказал Сергей, потом чиркнул спичку и увидел на столе толстую, оплавленную свечу. Поднес к ней огонь и тусклый свет свечи озарил домик изнутри.

Выглядело все как в обычном охотничьем домике, но самое главное, что тронуло парней, это дрова аккуратно сложенные в углу. Тут-же лежала береста для разжижки, а к потолку привязанная авоська говорила о том, что хозяин настоящий охотник и позаботился о том, что нуждающиеся обязательно воспользуются продуктами. Уважение и беспокойства об человеке является величайшим законом тайги. Михаил взялся растапливать железную печь и она быстро заполыхала ярким огнем, отдавая тепло. В домике быстро стало тепло.

- Вот теперь и посушимся, да Серег? - выдохнул дрожащий от холода Михаил.

Сергей снял авоську с потолка и начал выкладывать припасы на стол. Тут была пачка соли, рис, вермишель и хлебные сухари. Аккуратно завернутая в тряпицу сушенная трава, чайный сбор. Сергей достал из своего полиэтиленового мешочка сигарету и поднес ее к свече, затянулся, потом выпустил облако синего дыма и тяжело перевел дух.

- Ну вот и жизнь налаживается, сейчас перекусим и спать. А я грешным делом подумал, что померзнем мы под этим дождем, - сказал Сергей.

- Бывает и хуже брат.

- Куда уже хуже?

- Вспоминается мне, как мы с дедом однажды попали в мокрый буран, - начал рассказывать Михаил; - огромные мокрые хлопья залепляли глаза, лицо и одежду. Моментально все становилось сырым и покрывалось ледяной коркой, а до зимовья надо было пройти верст десять. Видимости почти не было и продолжать путь мы не могли. Решили заночевать в лесу. Долго не могли развести огонь, все было сырое и гореть не собиралось. Спички ито отсырели. Тогда дед разгреб снег до лесной подстилки, где было много сухой травы и веток, разрядил пару патронов, высыпав порох на горку травы и выстрелил в него из ружья. Порох воспламенился и с шипением образовал сноп огня. Вот так мы и добыли огонь и не замерзли.

-2

- Да Мих, дед у тебя мировой, опытный охотник, и тебя всему научил. А я вспоминаю, как переходя через болото провалился в окно, по грудь. Вокруг не деревца, ни кочки болотной. Жижа да и только. Ну думаю все Серега, вот и пришел твой конец. А жить то ох как хочется. Попытался вытащить ногу из сапога, а жижа еще крепче обняла мои ноги. Боялся лишний раз телом пошевелить, потому как шевельнусь, а грязь еще сильнее затягивает меня. Помощи ждать неоткуда. И стал я бога вспоминать. Пожалел, что не знаю ни одной молитвы. Просто бормотал себе под нос и просил о помощи его. Вся жизнь моя промелькнула одним кадром перед глазами. И, что ты думаешь, вдруг трясина отпустила меня, я вытащил сперва одну ногу, потом другую и по пластунски выбрался на край болота. Правда вот сапоги мои утонули, а карабин я не бросил. Потом Батя меня научил делать мокроступы и всегда носить их с собой. Как ты думаешь Мих, есть там кто нибудь на небе? Кто помогает нам в трудную минуту?

- Раз помогает, значит есть брат.

- Вот и я после того случая ношу крестик. Вот и сегодня видишь он нам помог. Не похожи такие дела на простые совпадения. Это больше...