Найти тему
Заметки Моргора

«Майор Гром: Чумной Доктор» и пропаганда

Представьте себе кино, снятое российской пропагандой, где:

  • буквально в самом начале ленты, на титрах, статуя Фемиды (богини правосудия) плачет кровавыми слезами под перепевку песни «Перемен» группы «Кино», будто бы умоляет об этих самых переменах;
  • показан коррумпированный суд, где мальчика-мажора, совершившего убийство в ходе развесёлых покатушек, отпускают на все четыре стороны, полностью оправдав;
  • полицейские, в основной своей показанной на экране массе, ленивые, не хотят работать, а то и на руку нечисты;
  • всё это происходит в России.

Не очень-то получается, не правда ли?

Да, я завёл разговор о пропаганде в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор», обещанный полгода назад.

Уверен, если бы означенную картину действительно снимала провластная пропаганда, упомянутые тезисы выглядели бы так:

  • статуя Фемиды жизнерадостно улыбается, показывая большой палец в лучах восходящего солнца под песню группы «Любэ» или Газманова (и никаких «Перемен», упаси боже, кто не так поймёт такое неоднозначное слово!);
  • суд – честнейший в мире, а чтобы кого-то там незаслуженно оправдали... по определению такого быть не может;
  • все дети уважаемых чиновников ведут образцовый образ жизни, на авто не гоняют, им некогда – долг Родине усиленно отдают, а если ещё нет (очередь в военкомате) или уже отслужили, то переводят бабушек через дорогу, раздают милостыню нуждающимся и всячески радеют об Отчизне;
  • полицейские все такие положительные и рафинированные, что если попадут под дождь, то растают.

По моему мнению, что пропаганда в принципе рассчитана на не очень умных людей (потому что человек с критическим мышлением в наш век развитых информационных технологий найдёт способ эту самую информацию раздобыть самостоятельно из разных источников, сопоставить, проанализировать и сделать выводы). Как следствие, не заморачивается и бьёт целевую аудиторию в лоб – прямо, грубо и примитивно.

Посмотрите, к примеру, «политические» ток-шоу на ТВ или фильм «Vнук» с рейтингом 1,4 на Кинопоиске. Хотя, конечно, советовать смотреть такое г... гм... кино я никому не посоветую, я не настолько человеконенавистник.

Поэтому я уверен: будь «Майор Гром: Чумной Доктор» снят пропагандой – он бы выглядел именно так, как я показал выше, с точечками.

А ещё там есть беспринципный сотрудник ФСБ Стрелков (нет, не Гиркин), ломающий чужие жизни ради собственной выгоды и явно наслаждающийся этим процессом, как бы символизирующий представляемую им систему.

Я и сам, признаюсь, опасался, что фильм выйдет пропагандистским на фоне протестных настроений и митингов января 2021 года, но... нет. Аналогий с теми событиями я не увидел.

Кто-то, конечно, разглядел в IT-миллионере Сергее Разумовском Павла Дурова с его «телегой»... Но знаете, в чём соль? Преступления-то совершает как бы и не сам Разумовский, а его альтер-эго, что нивелирует образ злодея – разработчика соцсети.

А кто-то «узнал» в Чумном Докторе одного общественного деятеля и видеоблогера... Не буду указывать его фамилию: однажды в одном городе её написали моющим средством на сугробе, который не хотели убирать соответствующие службы, – и тот быстро исчез. Не хотел бы, чтобы это случилось с моим каналом, а потому пусть это будет Тот-Кого-Нельзя-Называть или Сами-Знаете-Кто.

Так вот, на этого отечественного Волан-де-Морта в чём-то похожа и как раз таки положительная героиня Юлия Пчёлкина с её расследованиями.

(Тот-Кого-Нельзя-Называть, к слову, к погромам на митингах и насильственным действиям по отношению к представителям власти не призывал.)

Вообще, некоторая схожесть событий, происходящих в киновселенной майора Грома, и в нашем реальном мире – это, простите за выражение, фишка франшизы. Например, в альтернативном Петербурге есть один депутат на букву «М» (фамилия такая, а не то, что Вы подумали), а ещё раньше, лет десять тому назад, в комиксе-первоисточнике присутствовали белые ленты (символ протестных настроений 2011–2013 годов). Сам сценарист объяснил, что это шутка и провокации ради (дабы «хайпануть»). Эту особенность как-то упускают из внимания и те, кто обвиняет картину в госпропаганде, и её защитники.