Миф 1: Мотивация либо есть, либо ее нет
Реальность:
Даже немотивированная деятельность, по определению классиков научной психологии, – это деятельность со скрытым мотивом. То есть мотивация есть всегда. Вопрос только в том, какая она и как сильно выражена.
Описывая мотивацию к занятиям спортом (да и к занятиям любой другой деятельностью) ученые пользуются разными классификациями. И в зависимости от взятого за основу критерия разделения, говорят о разных видах мотивации. Например:
- мотивация достижения успеха vs мотивация избегания неудачи
- мотивация на процесс vs мотивация, ориентированная на результат
- внутренняя мотивация vs внешняя мотивация
Миф 2: Полезна только «внутренняя» мотивация
Реальность:
Одним из самых популярных является разделение мотивации на внутреннюю и внешнюю. Речь идет об отношении мотивации к выполняемой деятельности. Что это значит?
Внутренняя м. связана с совершением деятельности по той причине, что она сама по себе является вознаграждением. Я тренируюсь, и сам процесс тренировки мне приносит такое удовольствие, что мне хочется снова и снова возвращаться в зал.
Внешняя м. имеет место там, где реализация деятельности основывается на получении внешнего подкрепления – трофеев, медалей, гонораров, одобрения со стороны окружающих (например, родителя или тренера) и прочего. Многочисленные исследования действительно показывают, что более оптимальной является именно внутренняя мотивация.
Например, Гордеева Т.О. и др. (2015) обнаружили, что: «внутренняя мотивация связана с более высоким психологическим благополучием, тенденцией продолжать деятельность при прекращении наград и совершенствовать свои умения». ‼️Но во всяком деле вредны перегибы, и было бы ошибочно считать, что для успеха нам нужно добиваться доминирования внутренней мотивации при полном подавлении внешней. Не стоит забывать, что во всем важен баланс, и во всем важен контекст.
Например, нет ничего плохого в том, чтобы ребенку действительно были в радость занятия спортом, и одновременно с этим он бы очень хотел, чтобы его почаще хвалили тренер и родители.
Проблемы начинаются, когда нарушается тот самый баланс, и внешняя мотивация начинает сильно вытеснять внутреннюю.
Миф 3: Хорошая мотивация – это когда я чего-то очень сильно хочу
Реальность:
Больше ста лет назад двое ученых – Роберт Йеркс и Джон Додсон – экспериментально обнаружили, что наилучшие результаты достигаются при среднем уровне мотивации, а с увеличением уровня мотивации (когда она становиться выше средней), результаты падают.
Эту находку так и назвали - “оптимум мотивации”.
Вот и получается, что, по закону Йеркса-Додсона, чем сильнее я хочу победить, чем сильнее мою «хотелку» «накачивают» другие (а может, и я сам), тем меньше шансов выиграть. При этом этот промежуток «хорошей мотивации», или “оптимум мотивации”, после которого результат начинает снижаться, для всех индивидуален.
А это значит, что совершенно бесполезно родителю сравнивать свой рабочий уровень «хотелки» с таковым у ребенка, а тренеру – с таковым у своего спортсмена.
Миф 4: «Главное не победа, а участие» - это девиз для слабаков
Реальность:
Помимо прочих, о которых упоминается выше, существуют ещё такие два подвида мотивации, как:
- ориентация на себя, на свой результат в сравнении с другими, или «ego orientation» в англоязычной литературе
- ориентация на задачу, когда успех связан с овладением навыками, выполнением задачи или непосредственно процессом приложения усилий, или т.н. «task orientation». Упрощая, можно сказать, что в нашей психической жизни действительно есть такие два мотивационных двигателя, как «победа» и «участие».
Многочисленные исследования мотивации спортсменов показывают, что более продуктивной, как ни странно, это может показаться на первый взгляд, является как раз ориентация на задачу, а не на себя.
А спортсмены, нацеленные скорее на выполнение задачи, лучше адаптируются, у них более оптимальные копинг-стратегии, они более упорны в ситуациях неудачи, склонны ставить перед собой непростые по достижению цели вне зависимости от воспринимаемого собственного уровня компетентности.
Миф 5: Пик проявления мотивации – это воля
Реальность:
Воля и мотивация действительно связаны. В качестве основных функций воли выделяют выбор мотивов и целей. Но воля не является высшей формой мотивации.
Тогда что же такое воля? Это важно понимать, ведь интуитивно ясно, что в спорте без воли никуда.
Чтобы это понять, надо начать с того, что у нас с вами глобально существует две формы регуляции нашей деятельности: непроизвольная и произвольная регуляция.
Уже из названий вытекает, что непроизвольная регуляции является как бы автоматической, она осуществляется без контроля со стороны нашего сознания. Мы непроизвольно отдергиваем руку от горячей сковородки. Простые спортивные действия автоматизируются в ходе тренировок.
Произвольная регуляция, наоборот, делается осознанно, и характеризуется наличием цели и мотивации! Когда бегун спотыкается, подворачивает ногу, а потом встает и сквозь боль добегает до финиша, он делает это произвольно, с усилием идя к своей цели. Собственно волевая регуляция, воля – это высший уровень регуляции деятельности и поведения личности.
Другими словами, воля нужна нам при выборе цели, при принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствия.
Осуществляя волевой акт, человек действует произвольно, т.е. по своему намерению и, не подчиняясь действиям внешних причин. Он выходит за рамки требований ситуации.
Миф 6: Мотивация – это то, что мы осознаем и то, чем можем управлять.
Реальность:
На самом деле наши мотивы – то, что нас, собственно, и побуждает к какой-то деятельности (к занятиям спортом, например), – довольно часто остаются неосознанными. То есть довольно часто мы не можем сами четко понять, что же нами движет на самом деле. Отсюда и рождается множество психологических трудностей. Согласитесь, довольно трудно управлять чем-то, что ты даже не осознаешь.
Чем же в таком случае мы можем управлять? Целями! Цель – это как раз осознанный образ желаемого результата.
И именно коррекция целей через использование специальных техник эффективного целеполагания (в англоязычной литературе эта техника называется «goal-setting») может привести к последующей коррекций всей мотивации.
Другими словами, мы не можем «что-то сделать с мотивацией» напрямую, но зато мы можем управлять целями.
Еще знаменитый советский ученый и психолог А. Н. Леонтьев описывал такой интересный механизм образования новых мотивов, как «сдвиг мотива на цель».
Это происходит, когда цель со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Проще показать на примере.
Я могу записаться на кроссфит и ходить туда 2 раза в неделю без пропусков, потому что хочу похудеть. Но через несколько месяцев, я вдруг замечаю, что я давно уже в той форме, которая меня устраивает, и уже хожу на этот кроссфит, потому что это оказался классный способ чувствовать контроль над своим телом, сбрасывать лишнее напряжение и переключаться.
Автор: Иголкина Александра Евгеньевна
Психолог, Спортивный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru