Найти в Дзене

Подростки: принадлежность к стае, или Почему подростки “воняют“?

А вы знали, что природой запрограммирована "непереносимая вонючесть" собственного ребенка в подростковом возрасте? "Что за бред!" - скажете вы. А вот и нет, не бред, а эволюционный механизм, стимулирующий процесс сепарации. Именно в подростковом возрасте, или, как его еще называют, переходном, осуществлялось окончательное отделение ребенка от родителя и переход из статуса ребенка в статус взрослого.

В современном мире такое сложно представить. Даже учитывая расширенные границы подросткового возраста от 10 до 19 лет (есть предложения продлить до 28 лет), а ведь совсем недавно подростковым был возраст от 11 до 15 лет. Но механизмы, которые формировались тысячелетиями, не поспевают за сумасшедшими темпами технического прогресса и развития цивилизации. И сегодня работают также, как и тысячи лет назад.

А тысячи лет назад ребенок, достигший подросткового возраста, должен был уйти из родительского дома, пройти обучение и испытания, как правило, в группе сверстников, и совершить обряд перехода из статуса ребенка в статус взрослого. Такой обряд назывался инициация, и существовал в том или ином виде в различных культурах.

Но вернемся к обонятельным фокусам. Вы знаете, что в подростковом возрасте в связи с гормональной перестройкой пот ребенка приобретает ощутимый запах, из-за чего многие подростки комплексуют и нуждаются в новых способах личный гигиены. И хорошо если родители готовы их поддержать и научить по-новому следить за собой. Но вот чего вы, вероятно, не знаете, так это того, что запах пота собственного ребенка для матери будет более неприятен, чем для всех остальных людей. Почему? Потому что лялечке пришло время покинуть отчий дом. Но как же тяжело матери свою кровиночку отпустить! 😢А вонючую кровиночку отпустить несколько проще.😂 Не сознательно, конечно. Но это работает как раздражающий фактор. А нам свойственно держаться подальше от того, что раздражает.

Этой же цели (сепарации) служат поведенческие изменения ребенка - вспыльчивость, агрессивность, протесты, упрямство, желание самостоятельно принимать решения, попытки уйти из-под контроля родителя и т.д.

Выходит, это не просто желание досадить родителям, а зов природы. Так что вполне логично повиноваться природе и ослабить вожжи, дать ребенку больше свободы. Но и больше ответственности. Необходимость нести ответственность за последствия неправильного решения - достаточное наказание для подростка. Если ребенок хочет в качестве подарка какую-то бесполезную дорогую вещицу вместо велосипеда - это его право. Но когда через пару дней вещица сломается, или он потеряет к ней интерес и придет к Вам с просьбой купить ему велосипед, вы должны ему отказать: отложить покупку до следующего дня рождения или предложить возможности заработать деньги на велосипед самостоятельно.

С одной стороны подросток нуждается в бОльшей свободе (+ответственности), а с другой стороны - в заботе и наставничестве. Да-да, именно так, и нет тут никакого противоречия! ) Подростку нужна эмоциональная близость и забота не меньше, а возможно и больше, чем ребенку. Хотя он никогда в этом не признаётся. Как и в том, что несмотря на все своё желание быть взрослым, он не умеет им быть и нуждается в наставнике.

Раньше эту функцию выполнял "специально обученный человек" или старшие товарищи, так или иначе, у подростка был образец для подражания, тот, который не родители. Человек, который задавал вектор развития, мог поддержать и указать направление, путь. Современные подростки лишены этого. А значит, и эта задача снова ложиться на плечи родителя - мягко направлять, быть опорой и примером. Конечно, эффективнее найти достойного наставника за пределами семейного круга. Это может быть ведущий тренинговой группы, школы лидерства, спортивной секции, творческого объединения и т.д., где также будет удовлетворяться потребность подростка в "принадлежности к стае" (к группе сверстников-единомышленников).

Это важно ещё и потому, что подростковый возраст связан с определёнными рисками. Во многих культурах обряды инициаций были достаточно жестокими и могли привести к смерти. Не поэтому ли подростки тяготеют к саморазрушающему поведению? Так или иначе современных подростков тоже подстерегают опасные ловушки - "группы смерти", пагубные привычки, экстремальные виды спорта и увлечения и т.д. Родителю важно пользоваться доверием и авторитетом, быть в контакте с ребенком, чтобы уберечь от того, что действительно опасно для жизни и здоровья. Но и предоставить достаточно свободы, чтобы не тормозить развитие и взросление. И опять поиск золотой середины... Опять между Сциллой и Харибдой. Ну а что поделать, такова родительская доля. Ведь как не крути, а настоящий взрослый в этой истории Вы!!!☺🤗

Марьяна Ярославовна Гульчук - практикующий психолог, педагог высшей категории, преподаватель вуза, КИП-терапевт, КПТ-терапевт

https://danko-rnd.ru/working/gulchuk-maryana/