- Мама, я хочу вон туда! - шестилетний Сережа, подпрыгивая на ходу, одной рукой изо всех силенок тянул за собой маму, а второй показывал на аттракцион наподобие карусели — с десяток кабинок, взмывая в воздух, описывали эллипс и казалось, что они парят в воздухе…
- С ума сошел? - нахмурилась Людмила. - Хочешь себе шею сломать? Нет, ты погляди на него! - цокнув языком, она неодобрительно покачала головой. - Никакого инстинкта самосохранения! Вон, погулять спокойно лучше… Нет, ну а что? Свежий воздух получаем и физическая нагрузка есть, а значит, все в порядке… Ох, навыдумывали те, кому спокойно не живется!
И Людмила, скривив выражение лица, опустилась на парковую лавочку. Достала из огромной сумки мелки и протянула Сереже.
— На, порисуй иди! Вон, крестики-нолики твои любимые тут есть… Видишь? Ребята постарше нарисовали… Иди давай!
Она была права — Сергей обожал эти простые, нехитрые игры. Правда, если бы кто-то из взрослых додумался попросить его ответить честно и если бы Сереженьке еще сказали, что про его честный ответ мама ни за что не узнает, то он бы ответил, что вообще то, ему бывает до слез обидно, когда она не разрешает то одно делать, то другое… И поэтому дни его порой проходят очень невесело. Потому что все детишки бегают, играют… А ему нельзя!
И вообще, самое большое, чего маленький Сереженька боялся на свете — это расстроить, рассердить маму. Потому что у нее было больное сердце! И еще она умела очень красочно, очень правдиво рассказывать ему о том, что с ним может случиться, если не будет он ее слушаться, если будет делать то, что не безопасно!
И только через много лет, когда уже вырос совсем, Сергей узнал причину страхов своей матери. Все случилось, когда он был совсем маленький — не старше четырех лет. Они тогда с мамой были одни дома — папа ушел на работу, а мама — занялась домашней работой.
- Иди, поиграй, - сказала она. - А мне вещи погладить надо…
Сережа отправился к своим игрушкам. Машинки, пластмассовые звери из джунглей, кубики… Люда гладила основательно — с двух сторон, да чтоб ни одной складочки, так что дело это было не скорое! И малыш заскучал… И тихонько, сам по себе, пошел на кухню. Потому что знал, что там мама хранит вкусненькое! И вот она — вазочка с конфетами, стояла на столе и Сережа уже собирался взобраться на табурет и взять немножко… Но тут его заинтересовал один предмет. Это был большой яркий чайник для воды. Он стоял сейчас на выключенной плите, но был еще горячим… Сережа вдруг подумал, что ему хочется чаю к конфетам! И он потянулся к нему… Дотянулся пальчиками до ручки, подтащил ближе к краю…
- Ай! - он задел по боку чайника и стало очень горячо. И так нечаянно вышло… Что чайник полетел на пол.
Раздался грохот! Людмила, выронив утюг, кинулась на кухню… Она не сразу поняла, что беды не случилось, только увидела картину — сын ревет, стоя возле плиты, а на полу валяется в пролитой воде чайник. Какой же страх пережила Людмила! Как она ревела вместе с сыном, пытаясь понять, как он пострадал?! А потом, когда поняла, что все обошлось, то тоже ревела — думая о том, что могло бы случиться, если бы чайник только что вскипел.
И вот с этого эпизода все и начало меняться в жизни Сережи и его семьи! Теперь Людмила каждый день старалась сделать все, что в ее материнских силах и даже чуточку больше, только бы сыночек был в безопасности!
Сергей ел подтаявшее мороженое и не пил холодной воды — чтобы не простыть. Фрукты и овощи ополаскивались кипятком, а хлеб и булочки, которые продавали без упаковки заводской — отправлялись в печку на обжигание. Людмила запретила мужу выходить на балкон, если ее нет рядом — чтобы присмотреть могла за сыном!
Участковая педиатр нарадоваться не могла на мамочку такую — ее ребенок не пропускал ни одной плановой прививки! А в сезон простуды, кстати, Людмила особо тщательно утепляла Сережу и поила чаем с лимоном для укрепления иммунитета. Бегать по лужам под дождем? Изваляться в снегу? Вдоволь погреться на солнышке летом, чтобы загореть? Первое чревато простудой, второе — тем более, а последнее — солнечным ударом! Людмила была твердо убеждена — если она хоть немного ослабит контроль, то ее сын точно пропадет, а она этого себе не простит!
- Чего на День рождения тебе подарить? - спросил отец у девятилетнего Сережи.
- Роликовые коньки! - выпалил мальчик и покраснел аж ушами от волнения. - Я знаю, мама против…
- И маму надо слушаться, - вздохнул отец. - Ты на нее не обижайся, хорошо? Она просто очень за тебя переживает! Что… Что еще ты бы хотел в подарок?
Сергей, поняв, в какое русло ушел разговор, сказал, что еще ему можно подарить книжку, что-нибудь про великих путешественников. Но и роликовые коньки Сережа все-таки получил — отец подарил по секрету позже. И как же Сережа был рад, счастлив, благодарен отцу и Судьбе! Роликовые коньки хранились в старой коробке из-под каких-то вещей, Сергей доставал их аккуратно, когда собирался на долгую прогулку, пряча в пакет, где по легенде должны были носиться учебники, здоровый обед, сменка в дополнительном пакете и еще какие-то книги, которыми, Людмила знала, он вечно обменивается с одноклассниками.
- Не читай много, - иногда повторяла она сыну. - Не хочу, чтобы ты зрение испортил… Вообще, куда тебе столько книг и не учебников?
Зрение у Сергея и правда было неважным, но книги он в этом не винил и ему просто, пока, как говориться, глаза работали как будто нормально, были совершенно безразличны предупреждения мамы.
- Все читаешь, - вздыхала иногда Люда. - Ох, сынок… Жизнь, она поинтереснее всякой книги будет!
Сережа, которому уже исполнилось четырнадцать, в этом сильно сомневался… И еще однажды подумал, что он бы не хотел, пожалуй, чтобы его жизнь была намного интереснее, чем его любимые детективы и триллеры! Потому что тогда бы было слишком опасен каждый день… Но с мамой он вслух не спорил. Знал, что ничем хорошим это не закончится! И поэтому просто продолжал читать. А еще Сережа пробовал сам писать. И вообще то, он искренне полагал, что в этом его родители поддержат! Ожидания оправдались процентов на пятьдесят.
Потому что мама сказала, что нет такой профессии — писатель. Есть очень талантливые люди, которые умеют писать книги, но таких единицы, а значит, нужно Сергею получать серьезное образование!
- И вообще, тебе уже шестнадцать, - сказала мама. - Пора становиться серьезным!
- Я понял, мама, - ответил Сергей. - Можно я к Димке на дачу поеду?
Это был одним из лучших друзей и звал на выходные на дачу, принадлежавшую его бабушке…
- И чем вы там будете заниматься? - прищурилась мама. - Учти — на лодке плавать я тебя не отпускаю!
- Мы не будет плавать на лодке. И на пасеку к деду Мише не пойдем, - заверил маму Сергей и глаза при этом у него были самые честные. Какое там! На деле они собирались на даче заняться совсем другим…
И дело было в том, что бабушка у Димы была самая замечательная! Иногда, когда бывало совсем тяжело и грустно, Сережа даже ловил себя на такой мысли, что может быть, предоставь ему какой-нибудь волшебник выбор, то он бы свою маму променял на такую вот бабушку… В общем, Димке на семнадцатилетие отец подарил мотоцикл. И вообще то, по хорошему, нужно было ждать парню, когда получит права. Но это было так долго еще! И вот, Дима упросил бабушку, чтобы разрешила покататься… Ведь если по дорогам вокруг деревни, то это безопасно — там же нет ни оживленного движения, ни толпы пешеходов!
- И ты знаешь, что и как нажимать? - спросил Сергей, восторженно ходя кругами вокруг мотоцикла.
- Еще бы, - ухмыльнулся друг. - Я все про эту модель знаю и вообще тут нет ничего сложного! Держи, - и он протянул ему шлем. У самого Димы тоже был. И они поехали!
И это были самые яркие, сильные впечатления в жизни Сергея за юные его минувшие годы! Ветер шумел, луговой пейзаж и лента реки, лес вдали — все это проносилось мимо смазанными картинками… Но просто так ездить Диме скоро надоело. И он предложил немножко усложнить задачу… И для начала свернул на бездорожье, где мотоцикл принялся точно исполинская доисторическая лягушка скакать лихо по кочкам!
- Что ты делаешь?! - взволнованно спросил Сергей, когда понял, что Дима направляет мотоцикл в ту сторону, где находился старый, выработанный давно карьер.
- Не бойся, сейчас будет самое интересное! - прокричал друг и поддал газу.
И это было шикарно! Первые минут пятнадцать, пока Дима демонстрировал, как круто он может съехать вниз и прокатиться внизу, это было круто… Но потом он решился проделать один трюк и… В общем, мотоцикл полетел вверх тормашками. Как и его пассажиры.
В себя Сергей пришел уже в больнице. Рядышком были заплаканная мать и бледный, как мел, отец.
- С Димой все хорошо. Так, папа переломов, - сказал отец, прежде чем сын задал бы вопрос.
- Да как ты мог?! - закричала мама и отец вовремя перехватил ее руку — она собиралась отвесить сыну пощечину.
Сергей, стиснув зубы, выслушивал о том, какой он бессовестный, безответственный, как он не любит мать и всю жизнь ее своими выходками пытается в могилу свести… Потом, окончательно расплакавшись, Людмила выбежала из палаты.
- Ты ее прости, - сказал оставшийся отец. - И меня тоже…
- За что? - удивился Сергей.
И отец ответил. Он сказал, что если бы больше сын доверял, то конечно, сказал бы о своих планах… И может, получилось бы отговорить… И еще сказал, что да, он считает так — в том, что нету доверительных отношений, виноваты в первую очередь они — родители.
- Тебя всю жизнь на что-то эдакое тянет, - сказал отец. - Но ты… Все-таки береги себя, ладно? У матери ты один.
Сергей провел в больницы почти месяц. И не раз возвращался к словам отца, о том, что он у матери такой один. И он думал о том, что было бы, если бы он был другим? Был бы таким сыном, которым она могла бы гордиться? Всегда послушным, тихим, не доставляющим хлопот… Но потом Сергей понял — это тогда бы не он вообще был! А совсем другой человек. А значит и думать об этом нечего.
После окончания школы, Сергея однажды мама и папа позвали серьезно поговорить.
- Вот что, сынок, - сказала Людмила. - Мы тут на семейном совете решили, что нужно тебе в экономический ВУЗ поступать! Чтобы однажды ты смог стать большим начальником. А что? Работа будет спокойная, в кабинете, безопасная… Ты у нас способный и все у тебя получится!
- Понятно, - кивнул Сергей. - Хорошо, я понял!
Он действительно понял. И многое. И дело было в том, что он уже не раз делился с родителями планами на жизнь и признавался, что он видит ее яркой, интересной, насыщенной и совсем, вообще не хочет он деньги зарабатывать, сидя где-то в кабинете, будучи большим начальником!
И на следующее же утро после этого разговора Людмила нашла на столе в кухне записку, которую оставил сын, в которой говорилось, что он вынужден уйти из дома в связи с семейными разногласиями. И еще Сергей сказал, что за него можно не волноваться — он будет жить в этом же городе и пока что у друзей. И еще он написал, что уже решил, кем он будет — профессиональным каскадером.
Это было впервые — когда Людмиле по-настоящему стало плохо с сердцем. Отец, естественно, позвонил Сергею и сообщил об этом!
- И что я должен делать? - мрачно спросил тот. - Вернуться и сказать, что я откажусь от своей мечты, ради ее спокойствия? А про мою жизнь, про то, что мне нужно, кто-нибудь подумал?!
И он повесил трубку. Но через час все-таки появился на пороге родного дома. Скорая уже уехала… Людмила, увидев сына, всхлипнула и стала говорить о том, что она его очень любит и как же он может быть так жесток с ней, так разбивать ей сердце?!
Сергей слушал все это молча. Молчал он и тогда, когда мама стала требовать — вернуться домой, не идти ни в какие там каскадеры, а получить нормальную профессию!
- Понятно, - хмыкнул Сергей. - Лучше бы и не приезжал! Все вы за старое… - и он ушел.
Прошло, пролетело шесть лет… За это время Сергей часто звонил родителям, но ни разу не приезжал. То есть, он несколько раз спрашивал, а можно приехать? Но мама всегда задавала один и тот же вопрос — а он закончил со своими глупостями? Или все еще жизнью рискует?!
- Я в новом фильме снялся, - отвечал Сергей и говорил название и в каких сценах он исполнял обязанности каскадера.
После этого обычно трубку забирал отец, поздравлял сына с творческими успехами, а потом деликатно так говорил, что нет… Людмила не хочет личной встречи. Это слишком тяжело для нее. Тогда Сергей, пожелав родным всего наилучшего, заканчивал разговор.
Но однажды он позвонил и сказал, что у него есть большие новости — он больше не каскадер! И он получил профессию серьезную… И он бы очень хотел встретиться, увидеться с родными, потому что уже получил предложение о работе и скоро уедет очень далеко…
Какая же была у всех радость! Людмила накрыла стол. Позвали родню всяческую… И когда сынок перешагнул порог родительского дома, были пролиты слезы радости!
- Ну, рассказывай, - попросила Людмила.
- Я решил стать врачом, - сказал Сергей и улыбнулся. - Мне кажется, что спасать жизнь и возвращать здоровье, это очень хорошее дело.
- Согласна, - расплылась с улыбке Людмила и с гордостью оглядела собравшихся гостей — вот, мол, мой сынок то за ум взялся, пусть и поздно, но теперь не стыжусь его!
- Только я врачом решил стать… для зверей, - пояснил Сергей. - Ветеринаром.
За столом повисло молчание. Людмила тяжело сглотнула… Она надеясь, например, на стоматолога!
- Отлично, сынок! - поддержал отец и похлопал по плечу. - Это тоже хорошо! Собака — лучший друг человека, так что хорошие доктора животинам нужны… Или ты по сельскохозяйственным животным будешь? Поросята там, коровки…
- Я по диким, - сказал Сергей и за столом все опять замолчали. - Дипломная работа была по тиграм… А на работу меня пригласили в Индию. В заповедник и для центра реабилитации животных нужен ветеринар. Там… Обезьяны водятся, тигры и крокодилы… - Сергей очень внимательно смотрел на мать. - Там хорошая команда. Бывают, правда, конфликты с браконьерами, но это редко… В общем, завтра у меня самолет!
- Ой, - сказала Людмила и поднесла руку к сердцу. Она во все глаза смотрела на сына, а он — на нее.
- Мама, - сказал Сергей. - Я такой, какой я есть… Ты можешь только принять меня. Но не изменить. Это моя жизнь. И я уже для себя все решил…
- Ну, выходит, то, что наша Арина учительницей литературы решила стать, вместо того, чтобы музыку преподавать, это еще не трагедия! - сказала Клавдия — одна из родственниц. - Люда, я тебя давно знаю и ты мне рассказывала про все вот это… Ты не обижайся, но… Может, пора уже, в самом деле, принять его выбор? В конце-концов, без вредных привычек парень, не хулиган, порядочный! Ну, скажи, чего тебе еще надо для счастья, а?!
- Сынок, - Людмила улыбнулась. Вздохнула… Ей хватило буквально нескольких минут, чтобы принять решение. - Хорошо… Ладно, я готова… Смириться… И пожелать тебе удачи!
Автор: Антонова Анна