В тридцатые годы прошлого века творческие люди Германии разделились на два лагеря. Одни поддержали курс новой власти, вторые категорически отказались это делать. Те, что были несогласны, уехали из страны, кто раньше, кто позже, не желая быть причисленными к деяниям нацистов. А те, кто остались, называли первых предателями, отступниками и стыдили за то, что они бросили родину в трудное для нее время. В этом расслоении одни четко разделяли Гитлера и Германию, стараясь сохранить свою совесть, а другие же утверждали, что кто бы ни был при власти, нужно в первую очередь думать о величии своей страны.
Ремарк, Марлен Дитрих и многие другие считались изменниками, их книги, фильмы, пьесы и музыкальные произведения запрещались и вычеркивались из немецкой культуры. Одним из таких, несогласных, оказался один из виднейших немецких писателей двадцатого века, нобелевский лауреат, Томас Манн. Он не делил Германию на добрую и злую, он говорил, что «злая» Германия – это «добрая» на ложном пути, «добрая» в беде, которая не выдержала схватки с дьяволом и заключила с ним сделку.
Но поговорить я хотел даже не о Томасе Манне, а о его сыне, Клаусе. Он тоже стал писателем, не такого масштаба, как отец, но у него есть несколько хороших произведений. Одно из них, «Мефистофель. История одной карьеры», как раз продолжает тему сделки с дьяволом. Это рассказ о талантливом актере Хендрике Хофгене. Герой произведения болезненно честолюбив и жаждет славы. И для того, чтобы добиться ее, он готов не просто на многое, он готов на всё.
Ради этого главный герой идет на сделки с совестью, принимает сторону сильного, переходит на службу нацизму, точнее, его лидерам, которые подавляют его волю. Можно сказать, что Хендрик продал свою душу, только не дьяволу, а вождям нацизма. Уже гораздо позже до него начинает доходить, что он сделал со своей жизнью, но происходит это уже слишком поздно.
В произведении есть ряд интересных наблюдений и высказываний. Например, описывая настроения в Германии тех лет, он пишет: «Немецкая молодежь твердила слово «пацифист» как ругательство; немецкой молодежи не полагалось больше читать ни Гёте, ни Платона, ее учили стрелять, бросать бомбы; молодежь наслаждалась ночными военными учениями; когда фюрер болтал о мире, молодежь понимала, что это не всерьез. Военизированная, дисциплинированная, вымуштрованная молодежь знала лишь одну цель, имела лишь одну перспективу: реванш, захватническую войну. Эльзас-Лотарингия – немецкая земля, Швейцария – немецкая земля, Голландия – немецкая земля, Чехословакия – немецкая земля, Украина – немецкая земля, Австрия – о! Австрия особенно немецкая земля – это и без слов понятно. Германия должна вернуть колонии. Вся страна превращается в военный лагерь. Военная промышленность процветает. Сплошная перманентная мобилизация»…
В стране какие-то постоянные празднования непонятно чего, массовые ликования по любому поводу. «Особенно длительные празднества – это преследования евреев и пригвождение к позорному столбу тех девушек, которые уличены в «позоре осквернения расы»; преследования католиков, которые, как теперь стало известно, всегда были ненамного лучше евреев и против которых затевали шутовские «валютные процессы», придравшись к мелочам, в то время как национальные вожди продавали за границу целые состояния; преследования «реакции», причем под этим словом ничего определенного не имелось в виду. Марксизм искоренен, но остается все же опасностью и поводом к массовым процессам; немецкая культура «очищена от евреев», но зато стала такой скучной, что никто не хочет о ней ничего знать; масла не хватает, но пушки – важнее;»
Страна с длинной, непростой историей, давшая миру огромное количество философов, деятелей науки и культуры, скатилась до того, что ее лицом стали подлецы. «Грязная ложь притязает на власть в этой стране. Она орёт, вопит в залах собраний, из микрофонов, со столбцов газет, с киноэкрана. Она разевает пасть, и из этой пасти разит вонью, эта вонь многих гонит прочь из этой страны, а те, кто вынужден остаться, страдают, как в вонючем застенке».
Те, что отказались следовать за новой властью, в ужасе. «О горе! Эта страна облита грязью, и никто не знает, когда она вновь очистится - каким покаянием, какими жертвами сможет она искупить свой позор? Кровью и слезами замешана грязь на всех улицах, во всех городах. Всё прекрасное - опоганено, всё правдивое - оклеветано ложью».
Но главный герой произведения перешагнул через все это для того, чтобы вдоволь испить славы и почитания. «Сколько ни живи, никогда до конца не узнаешь, как подл человек бывает!»
Основная мысль книги, как мне кажется, заключена в коротком предложении: «Успех - это утонченное, неопровержимое оправдание любого бесстыдства».
Книга была написана еще в 1936 году. Тем, кто умел видеть, уже тогда было все понятно. Кстати, как показала история, те, кто покинул тогда Германию, и оказались самыми яркими представителями немецкой культуры тех лет. И вычеркнуть их из ее золотого списка наглым и самоуверенным временщикам не удалось.
Что вы думаете по этому поводу? Пишите, обсудим. Как всегда, простые правила канала: обсуждаем тему, а не друг друга. И не хамим.
Мир вашему дому!
Мой запасной канал (про историю изобретений)
https://dzen.ru/id/5fd19f5784ed1f44585c7f02
Мой телеграм-канал: https://t.me/nehotsunazad