Найти тему

Воронеж. Часть 4. Море по колено: корабль-музей.

История Воронежа неразрывно связана с Российским флотом, а значит, с Петром I. 300 лет назад именно здесь, в городе, удаленном от всех морей на многие километры, великий преобразователь этот флот и создал. Такое решение царь принял в 1696 году после первого неудачного похода на Азов.

Река Воронеж, которая в петровские времена была гораздо глубже, чем сейчас, обеспечивала кораблям, построенным на местной верфи, возможность беспрепятственно переправляться в Азовское море через Дон.

Река Воронеж. Вид с корабля.
Река Воронеж. Вид с корабля.

Мы спешили на Адмиралтейскую площадь, где базируется одна из главных достопримечательностей Воронежа - линейный корабль «Гото Предестинация», воссозданный по сохранившимся с петровских времен рисункам.

На самой площади все перегорожено - идет масштабная реконструкция. Наверное, и во времена Петра было примерно так, ведь несколько тысяч человек работали в округе над построением кораблей. Царь лично рукводил строительством судов, занимался их оснащением и комплектованием экипажей. Всего на воронежской судоверфи было построено 118 кораблей.

58–пушечный парусный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение») был спущен на воду в 1700 году в торжественной обстановке с участием всех членов царской семьи и приближенных. Военно-морская служба линкора начилась чуть позже, с 1710 года, когда он был переправлен в Азов.

Копия корабля была спущена на воду 2014 году.

Официальное название судна -  теплоход пассажирский "Гото Предестинация". Корабль на ходу, он даже принимает участие в военно-морских парадах в Воронеже.
Официальное название судна - теплоход пассажирский "Гото Предестинация". Корабль на ходу, он даже принимает участие в военно-морских парадах в Воронеже.

На корабле по расписанию проводятся экскурсии. Билеты продаются на конкретное время, и лучше покупать заранее, так как численность группы не более 30 человек.

Кажется, что деревья растут на противоположному берегу реки, но это не так. Это остров, на котором в 17 веке и располагалась верфь , а также первое в России Адмиралтейство. Когда в 1972 году открыли Воронежское водохранилище, остров затопило, но после его вновь восстановили, в память о Петре.
Кажется, что деревья растут на противоположному берегу реки, но это не так. Это остров, на котором в 17 веке и располагалась верфь , а также первое в России Адмиралтейство. Когда в 1972 году открыли Воронежское водохранилище, остров затопило, но после его вновь восстановили, в память о Петре.

Мы пришли к кассе около полудня, а билеты смогли взять только на 6 вечера.

Палубы корабля покрыты мягким деревом, в связи с этим, дам на шпильках на экскурсию не пустят, о чем гласит предупреждение. Хорошо, что я обычно путешествую в кроссовках ))).
Палубы корабля покрыты мягким деревом, в связи с этим, дам на шпильках на экскурсию не пустят, о чем гласит предупреждение. Хорошо, что я обычно путешествую в кроссовках ))).

Нас встретил экскурсовод и пригласил на палубу «Гото Предестинации» (или просто «Гото», как, любя, называют корабль музейные работники).

-5

Экскурсия начинается с макета верфи и тогдашего ландшафта:

Примечательно, что на строительство оригинала ушло полтора года, а копию делали более трёх лет, это при наличии современных технических средств!
Примечательно, что на строительство оригинала ушло полтора года, а копию делали более трёх лет, это при наличии современных технических средств!

Проходим в каюту капитана:

На столе те самые гравюры, по которым был воссоздан корабль. Ну и, конечно, сам капитан.
На столе те самые гравюры, по которым был воссоздан корабль. Ну и, конечно, сам капитан.

На отделку корабля Петр не жалел средств, превратив его в настоящее произведение искусства: множество элементов декора, яркие цвета и изысканная мебель. Все это вопспроизведено и в нынешней копии.

-8
Это кровать Петра, на которой он спал в положении сидя, подкладывая под спину подушки.
Это кровать Петра, на которой он спал в положении сидя, подкладывая под спину подушки.

А это корабльная рында, при отливке которой была символически использована монета времен Петра.

-10

Оригинальный «Гото» имел особую конструкцию: его киль состоял из двух скреплённых между собой брусьев, и при ударе о грунт повреждался лишь нижний, что не вызывало течи в корпусе судна. Такие конструкции киля начали применяться в других странах лишь в 1840-х годах.

Корпус копии корабля состоит из двух частей: нижней металлической и верхней деревянной. Сборка проходила уже на месте дислокации- на Воронежском водохранилище. Передвигается нынешний «Гото» с помощью двигателя.

Проходим в офицерскую кают-компанию.

Здесь денщик "отдыхает" в гамаке.

Денщик - слуга офицера. Офицеров на корабле было человек 12, у каждого  - по денщику.
Денщик - слуга офицера. Офицеров на корабле было человек 12, у каждого - по денщику.

В команде корабля насчитывалось 250 человек, все они, кроме капитана спали и отдыхали в таких гамаках. Офицеры - в отдельном помещении, матросы - на других палубах.

Когда не велось боевых действий, орудия скатывались к середине, а по периметру развешивались гамаки и расставлялись лавки. Впрочем, по подсчетам экспертов из нашей группы - спальных мест на 250 человек все равно не хватало.

Экскурсовод объяснил - быт экипажа был организован по сменам, все одновременно не отдыхали. Логично.

Также видим общий стол для офицеров:

-12

Идем на оружейную палубу:

Пушек на копии «Гото» представлено меньше, чем было на оригинале: всего 32 вместо 58, так как место было необходимо для выставочного пространства.

Оружейная палуба "Гото"
Оружейная палуба "Гото"

Совершить выстрел из корабельной пушки - непростая задача: насыпать порох, забить пыж, закатить ядро. На каждое орудие приходилось по три матроса. В бою капитан отдавал приказ зарядить пушки, а дальше маневрировал кораблем, пока залпы не попадали в цель.

 Для обслуживания пушки было необходимо множество приспособлений - они висят вверху.
Для обслуживания пушки было необходимо множество приспособлений - они висят вверху.

На нижних палубах корабля можно увидеть множество интересных экпонатов:

Например, морские узлы:

-15

Или памятные монеты и медали:

-16

Сцены морских баталий:

-17

А также обмундирование разных полков:

Форма элитных петровских старейших полков - Семёновского и Преображенского.
Форма элитных петровских старейших полков - Семёновского и Преображенского.

Что касается судьбы оригинала корабля, она довольно печальная. После неудачного Прутского похода и потери Азова «Гото» был продан Османской империи. До 1718 года линкор охранял турецкие берега в Эгейском море, затем был признан негодным, и его продали на слом.

Эмоции после посещения «Гото» абсолютно восторженные!

Это, безусловно, MUST-SEE для каждого гостя и каждого жителя Воронежа.

Возрождение такого корабля - отличный проект, благодаря которому мы имеем уникальную возможность прикоснуться к истокам Российского флота. Можно сказать огромное спасибо всем причастным!