История Воронежа неразрывно связана с Российским флотом, а значит, с Петром I. 300 лет назад именно здесь, в городе, удаленном от всех морей на многие километры, великий преобразователь этот флот и создал. Такое решение царь принял в 1696 году после первого неудачного похода на Азов.
Река Воронеж, которая в петровские времена была гораздо глубже, чем сейчас, обеспечивала кораблям, построенным на местной верфи, возможность беспрепятственно переправляться в Азовское море через Дон.
Мы спешили на Адмиралтейскую площадь, где базируется одна из главных достопримечательностей Воронежа - линейный корабль «Гото Предестинация», воссозданный по сохранившимся с петровских времен рисункам.
На самой площади все перегорожено - идет масштабная реконструкция. Наверное, и во времена Петра было примерно так, ведь несколько тысяч человек работали в округе над построением кораблей. Царь лично рукводил строительством судов, занимался их оснащением и комплектованием экипажей. Всего на воронежской судоверфи было построено 118 кораблей.
58–пушечный парусный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение») был спущен на воду в 1700 году в торжественной обстановке с участием всех членов царской семьи и приближенных. Военно-морская служба линкора начилась чуть позже, с 1710 года, когда он был переправлен в Азов.
Копия корабля была спущена на воду 2014 году.
На корабле по расписанию проводятся экскурсии. Билеты продаются на конкретное время, и лучше покупать заранее, так как численность группы не более 30 человек.
Мы пришли к кассе около полудня, а билеты смогли взять только на 6 вечера.
Нас встретил экскурсовод и пригласил на палубу «Гото Предестинации» (или просто «Гото», как, любя, называют корабль музейные работники).
Экскурсия начинается с макета верфи и тогдашего ландшафта:
Проходим в каюту капитана:
На отделку корабля Петр не жалел средств, превратив его в настоящее произведение искусства: множество элементов декора, яркие цвета и изысканная мебель. Все это вопспроизведено и в нынешней копии.
А это корабльная рында, при отливке которой была символически использована монета времен Петра.
Оригинальный «Гото» имел особую конструкцию: его киль состоял из двух скреплённых между собой брусьев, и при ударе о грунт повреждался лишь нижний, что не вызывало течи в корпусе судна. Такие конструкции киля начали применяться в других странах лишь в 1840-х годах.
Корпус копии корабля состоит из двух частей: нижней металлической и верхней деревянной. Сборка проходила уже на месте дислокации- на Воронежском водохранилище. Передвигается нынешний «Гото» с помощью двигателя.
Проходим в офицерскую кают-компанию.
Здесь денщик "отдыхает" в гамаке.
В команде корабля насчитывалось 250 человек, все они, кроме капитана спали и отдыхали в таких гамаках. Офицеры - в отдельном помещении, матросы - на других палубах.
Когда не велось боевых действий, орудия скатывались к середине, а по периметру развешивались гамаки и расставлялись лавки. Впрочем, по подсчетам экспертов из нашей группы - спальных мест на 250 человек все равно не хватало.
Экскурсовод объяснил - быт экипажа был организован по сменам, все одновременно не отдыхали. Логично.
Также видим общий стол для офицеров:
Идем на оружейную палубу:
Пушек на копии «Гото» представлено меньше, чем было на оригинале: всего 32 вместо 58, так как место было необходимо для выставочного пространства.
Совершить выстрел из корабельной пушки - непростая задача: насыпать порох, забить пыж, закатить ядро. На каждое орудие приходилось по три матроса. В бою капитан отдавал приказ зарядить пушки, а дальше маневрировал кораблем, пока залпы не попадали в цель.
На нижних палубах корабля можно увидеть множество интересных экпонатов:
Например, морские узлы:
Или памятные монеты и медали:
Сцены морских баталий:
А также обмундирование разных полков:
Что касается судьбы оригинала корабля, она довольно печальная. После неудачного Прутского похода и потери Азова «Гото» был продан Османской империи. До 1718 года линкор охранял турецкие берега в Эгейском море, затем был признан негодным, и его продали на слом.
Эмоции после посещения «Гото» абсолютно восторженные!
Это, безусловно, MUST-SEE для каждого гостя и каждого жителя Воронежа.
Возрождение такого корабля - отличный проект, благодаря которому мы имеем уникальную возможность прикоснуться к истокам Российского флота. Можно сказать огромное спасибо всем причастным!