Найти тему

Про сильных и независимых и как это связано с автономией

Спойлер: никак.

Главной целью терапии, вне зависимости от запроса клиента, является его
автономия. Мы почему-то привыкли думать, что психологическая автономия = полная независимость от окружающих. Представляется эдакий волк-одиночка, который может всё побороть, со всем справиться и существовать без общества других. Короче говоря, сильная, несокрушимая личность.

У меня в голове от этого шедевра нейросети сразу: "Тааам для меня гориит очааг..."
У меня в голове от этого шедевра нейросети сразу: "Тааам для меня гориит очааг..."

А как на это смотрит Транзактный анализ и его основатель, психотерапевт Эрик Берн?

Под автономией Эрик Берн подразумевает органичное владение тремя психологическими способностями:
⁃ Восприимчивость
⁃ Спонтанность
⁃ Близость


Что же это за способности такие? (
По мере прочтения рекомендую примерять на себя, замечаете за собой такое или нет).

1. Способность к восприимчивости (осознанности)

Про осознанность в наше время говорят много, и вы наверняка про нее наслышаны. Как мне кажется, осознанность с нами с пелёнок, для нас она естественна. Вот игрушка над кроватью, она крутится и мелодично позвякивает. Вот мама, она довольна, потому что улыбается, и вкусно пахнет. Привет, мир, я воспринимаю тебя таким, какой ты есть, здесь и теперь. Сейчас я сыт, а скоро захочу есть и непременно сообщу об этом всему свету.

Взрослея, мы обрастаем делами и обязанностями и часто не успеваем отследить, что происходит вокруг, а главное, с самим собой.

"Когда и что я вчера ел? Не помню, думал о том, что нужно сделать в течение дня, закинул в себя что-то на лету. Мне комфортно сидеть в таком положении и на таком стуле 8 часов? Не знаю, я тут не из-за комфорта, а чтобы денег заработать."

И так далее. К сожалению, во взрослом мире часто не до этого, не до себя. Как этот компонент связан с автономией, я думаю, объяснять не нужно [но на всякий случай объясню]. Мне это видится так: если я не замечаю себя и свои потребности, как я могу быть автономным, цельным?

2. Способность к спонтанности

Скажу сразу: спонтанность не равно импульсивность. Скорее, наоборот, импульсивность - это когда мы делаем что-то непроизвольно ("рука сорвалась, и я потратил все сбережения, которые копил на важную и нужную покупку"), а спонтанность как раз про произвольность.

Спонтанность - это выбор подходящей реакции на ситуацию, важно: подходящей именно вам. Это касается и мелких ежедневных дел, и больших решений. Спонтанность можно тренировать на практике. Хотите улыбнуться в ответ на саркастический комментарий знакомого или отреагировать иначе? Дайте себе пару секунд, прислушайтесь к себе, знакомый никуда не денется, подождет. Тренируя спонтанность ежедневно, вы можете сделать ее хорошей и полезной привычкой.

3. Способность к близости (интимности)

Близости в Транзактном анализе выделяется очень важное место. Чтобы было понятно, что такое близость, расскажу о ней в рамках так называемых способов структурирования времени.

В своей известной на весь мире книге «Игры, в которые играют люди» Эрик Берн рассказывает, что если в одном пространстве находятся, как минимум, двое людей, они взаимодействуют между собой по одному из шести возможных вариантов социального поведения. Эти варианты он поместил в порядке от самого простого и безопасного до самого сложного и рискованного, но, тем не менее, самого ценного и важного для каждого Homo sapiens:

1. Уход в себя (звенящая тишина, когда ваш приятель [начальник] пошел в туалет и оставил вас наедине со своими малознакомыми вам друзьями [неизвестными сотрудниками из другого подразделения], и каждый в ожидании думает о чём-то своём - это вот сюда).
2.
Ритуал (банальная еженедельная встреча в лифте с соседом и его псом: «здрасьте, какой хороший мальчик, как подрос!», «здрасьте, спасибо, видел вашего сына на днях, ну, жених!», «ах вот и мой этаж, до свидания!», «ага, и вам всего доброго»).
3.
Деятельность (совместная работа над общим проектом на работе или на учебе; совместный шоппинг в поисках платьев для вечеринки и тому подобное; принцип, я думаю, понятен).
4.
Времяпрепровождение (заранее предсказуемое общение, обсуждение «безопасных» тем за условной чашкой кофе: "цены повысились, бёдра раздались, наши опять проиграли").
5.
Игра (этому пункту, как и близости, нужна отдельная статья [Берн вот целую книгу написал]; если кратко, игры - это яркое взаимодействие, напоминающее близость, но отличающееся от неё скрытыми целями и заранее обреченным неприятным финалом, - пример из жизни каждый подберёт для себя сам, ибо все мы периодически нет-нет, да играем).
6. Близость.

Как я написала выше, близость - самый рискованный вид коммуникации. Риск заключается в том, что
чем больше интимности, тем больнее отвержение, если оно вдруг случится.

"Я был с человеком предельно откровенен, без прикрас и масок, рассказал свои тайны и страхи, душу ему открыл, а он в нее плюнул".

Именно поэтому люди так часто играют в игры. Там тоже больно, но больно предсказуемо, "по негласной договоренности". В ритуалах, например, отвержение вообще почти не ранит, максимум, вызовет дискомфорт ("ну не поздоровался сосед, ну и фиг с ним, я от этого не хуже").

Почему же близость - важный элемент автономии, а не его противоположность, как могут подумать многие? Думаю, вы и сами начали догадываться.

«Близость живёт там, где нет страха, мешающего воспринимать мир в его полноте, а стремление к собственности не нужно, поскольку обладание становится реальностью» (Т. Харрис).

Близкие люди принимают друг друга «целиком», как есть, исходя из установки «Я – о’кей, ты – о’кей». Когда я принимаю себя и мир, мне хочется поделиться этим счастьем с другим. Я не боюсь просить поддержки и помощи, когда мне это необходимо, и выглядеть слабым, потому что знаю, что не должен быть идеальным, чтобы мне ответили взаимностью. Я просто человек, такой же, как ты, со своими шероховатостями и особенностями, и мы оба достойны любви и благополучия.

Итак, если мы восприимчивы, спонтанны и способны к близости, - мы по-настоящему автономны. Если мы не замечаем своих потребностей, не способны отследить и объяснить себе свои реакции и кичимся близости, прикрываясь своей независимостью, есть повод задуматься.
Не надо стремимся себя за это наказывать, ни в коем случае, ведь это автономии только помешает. Вместо этого сочувственно к себе, маленькими шагами восстанавливайте в себе утерянное (помните, автономия - это здорОво и естественно, а значит, в каждом человеке, пусть у кого-то и очень глубоко, есть предрасположенность к ней).

А если проходить путь к автономии самостоятельно трудно/страшно, добро пожаловать ко мне на терапию. Ссылка на запись - в профиле.

Желаю доброго отношения к себе и автономии каждому прочитавшему.

Ваш психолог Левченко Галина.