Современное научное познание критерием истины ставит наблюдение (опыт, эксперимент). Но встаёт вопрос: какую гипотезу допустимо считать научной?
Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Поэтому умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых в свою очередь строится модель изучаемого "объекта". Но "объект реальности" который познает практический опыт находится в движении, изменении, стремится к энтропии, смерти итд. Поэтому понятие " изменение" характеризует движение. В этой связи, "изменение" понимается как возникновение или уничтожение свойств "объекта" познания, то есть увеличение или уменьшение его параметров, его перемещение, преобразование или переход а иную форму. Поэтому изменение по отношению к определенному объекту необходимо классифицировать как внутренние так и вшешние, то есть эксперимент требует соблюдения категорий: количественных и качественных, частичных и системных. В античной и средневековой философии объекты изменения различались в соответствии философских категорий и сути их бытия (субстрата). Поэтому если изменение соотносилось с устойчивостью и сохранностью, постоянством формы и состава вещи, предмета, то ее устойчивость характеризовалась тождественностью вещи самой в себе, в том смысле, что свойство этой вещи принадлежит другому модусу бытия и соответственно даёт возможность определить какой реальности принадлежит ОБЪЕКТ познания или его индивидуальное свойство. Но вот для объяснения практического опыта материалистическая философии не исключает категориальных понятий, - количества и качества, сопряженные с анализом и описанием внешних и количественных изменений.
Поэтому важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой НАУКИ должно соблюдаться требование к РАЗЛИЧЕНИЮ понятия "ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ", исключающее субъективное толкование результатов. Потому что субъективное мнение, представление, суждение не должны приниматься на веру или какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Поэтому возникает проблема критической оценки степени адекватности валидности, которая употребляется в логике как синоним научной истины, который практически является только формальным эквивалентом. "Вывод считается валидным (верным), если представляет собой переход от истинного к истинному (от истинности посылок к истинности заключения) - экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории" (Википедия). Поэтому для этой цели существуют методы познания - идеографический, который выявляет в предмете его ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА. Номотетический метод предусматривает включенность вещи, сущности в процесс связи и зависимости от свойств субстрата. Поэтому при познании метафизической природы человека, как и гуманитарных дисциплин следует использовать разграничение или противопоставление между идеографическим и номотетическим методом исследований. Более того, в пределах одной науки могут быть обнаружены идеогоафические и номотетические вариации, как например, в психологии. Поэтому философия строго следует методологическому онтологическому дуализму.
Поэтому от истинности посылок к истинности заключения аксиоматического определения зависит эффектвность, корректность научного эксперимента. Аксиоматический метод - "от слова аксиома, явный, очевидный, не требующий доказательств". АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД как способ построения научной теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения (суждения)- аксиомы, или постулаты, из которых все остальные утверждения этой теории должны выводиться чисто логическим путём, основанном на традиционной логике мышления и закона непротиворечия, посредством силлогизмов. Поэтому гуманитарные дисциплины, в отличие от естественно-научных, имеют умозрительный метод познания, в виде наблюдения, какой и использует современная наука, так например, - психология, ввиду того, что нельзя разложить метафизическую природу человека на составные элементы познания, какой использует практический научный эксперимент. Поэтому психология пытается разрешить проблему метафизического материализма и лоббирует теорию информационной модели материи (П. Гольбах). Возникает вопрос: кто наделил материю разумом? В таком случае, умной материи не было необходимости эволюционировать 13,7 млд. лет. Поэтому в соответствии с "теорией" материалистической диалектики, материя сама познает себя через человека. Информация является содержанием процесса взаимоотражения вещей и человеческого познания.
Материалисты объясняют идею производности духовного от материального в виде модели движения первовещества к информационной модели материи и отвергая традиционную философскую метафизику, предлагают материалистическую метафизику. Потому что материалистический монизм был основан на идеалистическом монизме Гегеля. Но из материалистического монизма логически невыводимо внепространственное бытие духовных явлений и сверхчувственных реальностей (сущностей, возможностей, законов природы, системных свойств итд). Потому что философия Объективного идеализма - одна из основных разновидностей Идеализма в отличие от субъективного идеализма, - считает первоосновой мира некое всеобщее сверхъиндивидуальное духовное начало: "Абсолютный, трансцентентный, вечный Бог, "идея" ,"Мировой разум" , "Мировой Дух". Согласно философии Гегеля идея становится абсолютной истиной и сущностью всякого качества (и бытия в целом) и совпадение объекта и субъекта. Но, поскольку предметом логики является истина, то один из моментов Истины, еще со времен Аристотеля, принято считать, - совпадение субъективного и объективного, бытия и мышления. Поэтому философия идеалистического монизма рассматривает форму (модель: субьект - объект) познания в пространстве-времени, не затрагивая при этом, сути бытия дуалистической картины мира одновременно (Субстанцию чистого бытия и пространство-времени). Пэтому термин "объективная реальность" применяется для радикально, различающихся философских утверждений о Сущем и существующем. Но материалистическая философия исключает философские категории количества и качества и наделяет "всемогушую материю" свойствами неучтожимости движения материи, ее саморазвитие, превращение одних состояний в другие, то есть самооргагизующая "живая материя" как совокупность организмов, способных к самовоспроизводству бездоказательно. Но, тем не менее, при всем "всемогуществе материи",
стремящуюся к энтропии, распаду, гниению смерти итд. Как такая МАТЕРИЯ способна САМООРГАНИЗОВАТЬСЯ ?