Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Досье 51 (Франция-ФРГ)

Досье 51 / Le Dossier 51. Франция-ФРГ, 1978. Режиссер Мишель Девиль. Сценаристы: Мишель Девиля и Жиль Перро (по одноименному роману Жиля Перро). Оператор Клод Лекомт. Актеры: Франсуа Мартуре, Роже Планшон, Патрик Чесне, Жан Мартен, Мишель Омон, Даниэль Месгиш, Анн Прукнал, Ласло Сабо и др. Премьера: 30 августа 1978. Приз Мельеса (1978), Призы Сезар за лучший сценарий и монтаж (1979). Приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Сан-Себастьяне (1978). 0,3 млн. зрителей (Франция).

В «Досье 51» тема «глубоких вод» приобретает необычное для Мишеля Девиля («Бенжамен», «Взбесившийся барашек», «Глубокие воды») измерение - приметы политического кинематографа.

Эта психологическая драма стоит в творчестве Девиля особняком. В «Досье…» есть все привычные для политического кино аксессуары - впечатляюще показана бесчеловечная механика тотального шпионажа, подслушивания, подсматривания, когда спецслужбы государства, вооруженные сложнейшей техникой, бесцеремонно вторгаются в интимный мир человека.

Но одновременно в фильме есть и другое - утверждение, что в каждом человеке, даже в самом, казалось бы, безукоризненном, можно при желании обнаружить скрытые пороки. Найти ту зацепку, ниточку, с помощью которой при использовании особой методики можно сделать с человеком что угодно: заставить его пойти на подлость, предательство, довести до самоубийства...

Так в жизни обыкновенного служащего, которая шла по привычной колее (работа, жена, ребенок…), интеллектуалы и знатоки Фрейда из спецслужбного центра тотальной слежки, вальяжно беседуя и скрупулезно собирая нужную информацию, методично нащупывают «белые пятна» - гомосексуальную историю во время армейской службы, любовницу-троцкистку, тщательно скрываемую от самого себя извращенность. И затравленный герой направляет свой мерседес в придорожное дерево...

То, что политический кинематограф для режиссера - лишь эпизод в разработке волнующих его мотивов, доказали его последующие работы.

Александр Федоров, киновед

(текст из проекта «Мишель Девиль: по волнам моей памяти», продолжение следует).