[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
Россия готова к официальному запуску и развитию новой отрасли экономики — беспилотных авиационных систем. Ожидается, что в следующем году предприятия выпустят свыше 15 тысяч средних и крупных беспилотников. В столице Сибири свои разработки представили компании и студенческие коллективы из разных регионов. Среди новинок есть квадрокоптер-патрульный и беспилотное аэротакси.
Флаг площадью с однокомнатную квартиру плавно поднимается в небо. Его тянет за собой небольшой дрон, справляясь с ветром и нагрузкой. Операторы аппарата отработали чисто. Среди достижений российской беспилотной авиации должен появиться новый рекорд — флаг такого размера легковесные квадрокоптеры еще не поднимали.
«Архипелаг» — это всероссийский слет специалистов, занимающихся созданием и применением беспилотной авиации. На площадках Новосибирска 10 дней они собирают дроны, соревнуются и обсуждают проблемы отрасли.
Андрей Силинг, руководитель штаба интенсива «Архипелаг», исполнительный директор АНО «Платформа НТИ»: «Задача этого мероприятия сделать так, чтобы в горизонте 3–5 лет в России выросла новая отрасль беспилотной авиации. Сегодня все предпосылки для этого есть».
На спортивные события интенсива записались больше тысячи участников, взрослые и дети. Самое захватывающее здесь дрон-рейсинг — гонки на огромных скоростях со сложными маневрами.
Влад Казеев, участник гонки дронов: «Я учился 4,5 года, но и только недавно начал какой-то реальный результат показывать».
Соревнования идут по 100 видам дисциплин, среди игровых крестики-нолики, баскетбол, футбол. Попробовать свои силы могут даже те, кто просто пришел посмотреть.
На выставке перед зданием Новосибирского университета весь цвет большой беспилотной техники. Дроны патрульный и санитар, и машины, которые могут поднимать в воздух сотни килограммов груза. Транспорт будущего — беспилотное аэротакси. Разгоняется до 100 километров, но далеко пока не увезет, так как полет длится 20 минут. На непредвиденный случай есть парашюты.
Павел Корольков, главный конструктор компании — разработчика беспилотных авиационных систем: «В настоящий момент в нем расположены 200 аккумуляторных батарей. Это сделано специально для безопасности, для возможности отключения одной из них в полете».
Полетать на такси сейчас не получится. Для такого транспорта в России еще нет правовой базы, но производители с уверены, что она появится. А первопроходцами, которые пойдут в массы среди тяжелых беспилотных авиамашин, будут агродроны. Землю удобряют, посевы не топчут, словом, не роскошь, а средство повышения урожайности.
Пригодятся беспилотники в отдаленных районах Сибири, где на сотни километров никаких дорог, а расстояния между поселками огромные. Представьте, доносится такое приятное жужжание — это пенсия прилетела.
В ближайшей перспективе Россию ждет многократный рост числа беспилотных машин в сельском хозяйстве, строительстве и сфере логистики. Вузы начинают готовить кадры. Есть проблемы с импортозамещением. Винты российские производители научились делать сами, но ряд комплектующих все еще приходится заказывать за границей.
Павел Корольков: «Из российских комплектующих 100% аппарат сейчас собрать невозможно».
Сложнее обстоят дела с ограничениями использования беспилотной техники. На фоне сводок о дроновых атаках регионам проще запретить полеты, чем разбираться, кто, куда и зачем взлетает. Но как быть производителям беспилотной авиатехники, ведь без применения развивать отрасль невозможно.
Михаил Липатов, генеральный директор компании-разработчика беспилотных авиационных систем: «Стимулирование к развитию — это, может быть, и грантовая система, и создание экспериментально-правового режима, где можно отрабатывать эти системы в реальности здесь и сейчас».
Эксперты уверены, что после отмены ограничений по использованию дронов рынок ждет взрывной рост. Подвижки должны произойти в следующем году, власти обещают упростить процедуры для гражданских беспилотников. Планируется запустить цифровой сервис с интерактивной картой полетных зон, где будут данные, о том, что сейчас происходит в небе.
Александр Пронин, капитан команды: «Когда беспилотник в небе не будет вызывать какого-то удивления, страха, боязни, что за тобой кто-то будет подглядывать, вот, наверное, сейчас мечта такая — открытое небо для БПЛА».