часть четвёртая, а самое начало здесь
третья часть здесь
Все случилось внезапно. Анютка пасла небольшую стайку гусей возле дома. Потом загнала их во двор, заперла ворота и пошла в дом. Дома ждала её личная маленькая голубая кружечка в которую мать каждый вечер наливала тёплое, только из под коровы молоко и насыпала вкуснющие сухари.
То, что что-то идёт не так, Аня поняла сразу переступив порог дома. За столом сидела соседка. Любака, как её называли между собой Ольга и Михаил. Любака сидела в новом малиновом платке, в новом переднике. А на столе стоял невообразимой красоты пирог с яблоками. Аня просто онемела от такого количества впечатлений. Мать прикрикнула: - ну чего встала в дверях, мух напускаешь.
Любака захохотала и сказала, — иди ко мне Анечка, я тебе пирог принесла.
У Ани закружилась голова. Как это ей принесла, а как же Мишка, Еля, Нина, Валюшка, Илья, Никитка, Сережка, Маша, Андрей, Ванечка, папа. Я всем оставлю, я не жадина, - крикнула Анютка.
Любака счастливо засмеялась и сказала, —Ну какая же ты прелесть, — и сгребла её в охапку.
Аня с удивлением почувствовала тепло этой совсем чужой женщины. Мама её уже давно не брала на руки-большая уже, скоро целых четыре года, да и часто обниматься у них было совсем не принято. Анютку усадили за стол, мать налила ей молока в её кружечку и отрезала невозможно большой кусок пирога. Анютка не понимала что происходит, где братья, сестры. Где папа в конце концов.
А Любака все гладила её по голове и приговаривала: — Кушай, моя девочка, кушай, моя красавица, я тебе ещё испеку.
Аня больше всего любила простые лепешки, без всяких начинок. Поэтому тут же сказала, - Не надо тёть Люб портить яблоки, их и так мало, я люблю простые лепешки с маслом.
Любаша счастливо закивала:
— Идём ко мне жить, я напеку, что хочешь и платье куплю и ботинки.
Анютка от неожиданности даже перестала жевать. Ботинок в семье было совсем мало. Таким малявкам как Анька никто и не собирался их покупать. Ботинки покупали когда надо было идти в школу, да и брюки мальчишкам покупали тогда же. Из обуви трехлетней Ане перепадали валенки зимой, осенью и весной иногда получалось прогуляться в чьих нибудь галошах до деревянного туалета во дворе.
Ольга смотрела на Анютку уставшим и потухшим взглядом. Аня вдруг увидела, что мама стала как старуха - сгорбленная, съежившаяся и несчастная.
Аня вскочила со стула и подбежала к маме:
— Мамочка что с тобой?!
Мать обняла её за плечи и сказала совсем как взрослой:
— Аня, ты уже совсем большая. Знаешь, что у тети Любы детей нет, ты ей нравишься, иди к ней жить. Это твой шанс вырваться из нищеты.
Анна Михайловна вспомнила вдруг этот день так ярко, так четко, будто это было вчера и не было между этими днями 85 лет. Да, сколько времени пролетело как один день.
А Ксюша, её обожаемая правнучка, сегодня пришла такая расстроенная, грустная. Как будто какой-то глупый конфликт с коллегой повод грустить.
Анна Михайловна стала утешать Ксюшу и вдруг вывалила этот забытый день на Ксюшину голову.
Ксюша застыла с широко открытыми глазами. И потрясённо молчала уже минут пять.
Свою историю Анна Михайловна не афишировала и Ксюша слышала её в первый раз.
—Ты простила её?— Прошептала Ксюша.
—Кого? — Не поняла Анна Михайловна,
— маму?
Она так искренне удивилась, что Ксюша поняла, что Анне Михайловне даже не приходило это в голову .
— Ты не понимаешь, — прошептала Анна Михайловна, — она подарила мне шанс, ценой своего разбитого сердца, я ей благодарна.