Найти в Дзене

Глава 21. Глубина погружения в тему бездомности = адекватность выводов заинтересованных сторон как действовать.

Именно от глубины погружения в тему бездомности зависит адекватность выводов о проблеме бездомности и как её решать. Чем глубже погружение тем полнее информация о проблеме и способах её решения. Тем адекватнее подход к её решению. Это банально и очевидно для любой сферы деятельности, но применительно к решению проблемы бездомности почему то не очень работает. Люди имеющие поверхностное или начальное погружение в проблему делают выводы как можно и как нельзя выстраивать работу с бездомными. На личном опыте (погружение в тему бездомности началось в 2000 году с ночёвок на улице на земле) я сформулировал пять уровней погружения в проблему бездомности. Каждый уровень даёт своё представление о проблеме бездомности и о путях её решения. Представления могут значительно отличаться вплоть до противостояния между отдельными участниками процесса помощи, которое особенно обострилось сейчас в процессе формирования предложений по совершенствованию системы помощи бездомным в РФ. Специалисты в каком то смысле сейчас мне напоминают мудрецов из притчи о слоне. Каждый видит и понимает свою часть работы и считает что на её основе можно делать выводы как её выстраивать в масштабе страны. 

На мой взгляд очень важно сохранить установку на взаимодействие и кооперацию между всеми участниками процесса. Есть железное правило - мы можем компетентно говорить только о том в чем имеем практический опыт и преуспели. Если мы начинаем предлагать решение задачи не имея практического опыта её решения, то это гипотезы и реальное воплощение их в жизнь как правило сопряжено с очень серьёзными корректировками. Надеюсь, что предлагаемая классификация поможет искренним специалистам и просто неравнодушным к чужой беде людям. 

Уровни погружения в тему:

1.Поверхностное

2.Начальное

3.Основное

4.Глубокое

5.Полное

1. Первый уровень разового контакта. Поверхностное. Помощь на ходу бездомным, просящим на улице, или увидели новость в СМИ о том, что где-то бездомный в подъезде или на улице. К этой группе заинтересованных сторон также можно отнести контролирующие органы или представителей власти (мчс, прокуратура, Роспотребнадзор, Следственный комитет, депутаты, члены правительства). Что видят и какую информацию получают? Что могут сделать для этого человека? Они могут увидеть бездомного, выслушать его рассказ о том почему он живёт на улице. Как правило, не зависимо от реальных причин рассказ будет вызывать сочувствие и желание помочь. Кроме того появиться негатив в отношении тех кто "должен" заботиться о бездомных (как правило негатив в адрес государства и реже в адрес НКО). При этом в такой ситуации полностью игнорируется тот факт, что помощь оказывается добровольно и многие бездомные, особенно летом покидают временные приюты для "весёлого времяпрепровождения" (попрошайничают и на эти деньги выпивают). В любом случае мы в своей работе всегда приветствуем "заботливых прохожих". Эту акцию я провожу в городе для информирования и привлечения неравнодушных людей к выявлению и направлению в наш центр бездомных с улицы. Но по опыту часто нам привозят наших же " Свободных художников - любителей выпить"

2. Второй уровень. Начальное. Регулярная помощь в проектах срочной социальной или медицинской помощи на улице. Это могут быть штатные сотрудники НКО или добровольцы, которые из желания помочь нуждающимся регулярно или периодически помогают. Они могут не только участвовать в кормлении, помывке, переодевании, стрижке, но и помогать восстанавливать документы, добраться домой, организовывать размещение в приют. Бывают случаи, когда берут к себе домой. Очень часто это заканчивается неприятностями. В лучшем случае бывают ситуации когда это участие в жизни бездомного меняет все в его жизни. Но такое бывает крайне редко. Из-за недостатка знаний сохраняется представление, что срочной помощью можно помочь исправить ситуацию бездомного. И они всеми силами работают над тем, чтобы помочь бездомным выжить на улице. Как побочный эффект такой помощи мы получаем людей адаптированных к уличной жизни и им можно ничего не менять. Ведь всё есть и ничего не надо делать. 

3. Третий уровень. Основное. помощь в условиях временного приюта. Здесь как правило формируется более или менее полное понимание проблемы бездомности её причин и следствий. Для многих сотрудников это травмирующий опыт полный разочарований и безнадёги. Бездомные "ходят по кругу" пока не потеряют способность ходить и тогда их можно направить в дом интернат. А те немногие кто устраиваются радуют и дают стимул дальше помогать. Последнее время в связи с распространением работных домов в приютах по большей части неработоспособные или неготовые трудиться в силу ментальных нарушений или предшествующего опыта жизни 

4. Четвёртый уровень. Глубокое. Помощь в условиях центров реабилитации и трудовой адаптации. Это либо реабилитационные центры либо Дома трудолюбия либо фермерские хозяйства. В условиях этого уровня мы видим борьбу за новую жизнь в специально организованной для этого терапевтической среде. Это более высокий порог помощи и лишь малая часть бездомных готова включиться в него. Это требует серьёзной мотивации меняться. Когда кто-то начинает рассуждать про жёсткие требования и т подход, то просто не понимают того как сложно меняться бездомному и если жёстких правил не будет - не будет и изменений. Такой уровень погружения не надо смешивать с типовыми работными домами в которых нет цели помочь человеку, а просто выстроен бизнес на чужой беде. 

5. Пятый уровень. Полное. Опыт работы со всеми моделями помощи для каждой целевой группы бездомных. А также с государством в качестве поставщика социальных услуг или самому быть государственной структурой. Для того чтобы предлагать решение проблемы на государственном уровне надо иметь практический опыт взаимодействия с ним и понимать как работает система. Из всех уровней только на основном и полном есть понимание как работает система в государстве. 

Это не стигматизация, а определение контура проблемы. Мы конечно можем попасть под осуждение, что стигматизируем, когда говорим про алкоголизм бездомного или ментальные нарушения. И мы можем не говорить из-за страха как на западе боятся говорить про людей с нетрадиционной ориентацией. Но вопрос. Зависимость и ментальные нарушения требуют определённого подхода к их коррекции и если не обозначать что это есть, то как мы поймем что надо в этом направлении двигаться. Если мы не будем учитывать, что большая часть работоспособных бездомных не способных самостоятельно проживать зависимые или с ментальными нарушениями, то будем "удивляться бесконечно".Или мы считаем, что говорить в публичном пространстве о зависимости и ментальных нарушениях людей равносильно их стигматизации? Тогда давайте не будем говорить об этом применительно к другим. По мне дак вопрос не в том говорить или нет, а в том чтобы говорить с уважением к личности и желанием ему помочь и предложением помощи соответствующей решению проблемы. Кроме того надо чётко понимать всем, кто за уговоры и разговоры, что цена свободы выбора - неизбежная смерть и инвалидизации большинства тех, кто жизнь на улице сделал для себя "своим выбором". Не спасут наше кормление и всё остальное. Мы признаем, что можно только добровольно в рамках действующего законодательства, но и последствия этого нам надо тоже признавать. Признавать обречённость тех людей, которых мы кормим на улице и безуспешно уговариваем на социальную помощь или реабилитацию. Они трагически погибнут потому что находятся в условиях и в состоянии, которые делают невозможным выбор в пользу жизни. Всем кто хочет помогать надо быть к этому готовым. Но в этом мы и учимся всегда надеяться и никогда не переставать призывать изменить свою жизнь. В этом мы возрастсем в Любви по апостолу Павлу. 

-2