Найти тему
12,9 тыс подписчиков

Ушел из жизни Игорь Масленников, автор перестроечного хита «Зимняя вишня» и, конечно же, лучшего в мире Холмса с Ватсоном. Обычно наши актеры в роли персонажей английской литературы — это забавно и местами комично, но Масленникову удалось добиться аутентичности — и от героев, и от декораций.


До меня уже сто раз писали и рассказывали в телепередачах о том, как в Риге или на улицах Петербурга снимали Лондон, как создавали советскую Бейкер-стрит, как строили декорации по эскизам ленинградских художников-постановщиков Каплан / Маневич (вот о них, к сожалению, упоминают крайне редко). Отмечу только одну неочевидную параллель, которая бросилась мне в глаза буквально сейчас, когда я читала в сообществе Музея архитектуры про локации из «Сокровищ Агры». Фильм снимали на Каменном острове в Ленинграде, в кадре — особняк Фолленвейдера в стиле модерн и неоготическая дача Клейнмихель. И вот когда смотришь на эти ночные пейзажи, снятые вроде бы в часе езды от твоего дома, возникает чувство, что где-то что-то похожее ты уже видел, и это — экранизация другого англоязычного писателя, а именно — великого и ужасного Стивена Кинга, «Салемский удел» с мрачным полуготическим домом Марстена, расположенным на удалении от жилых кварталов. Любопытно, что первые серии двух этих телефильмов — и Холмса Масленникова, и «Салемских вампиров» (как их еще называют) Тоуба Хупера — вышли в свет в одном и том же 1979 году (правда, именно часть по «Сокровищам Агры» — это 1983 год). И, конечно, ниточка отсюда тянется к «Вампирам» Луи Фейада (1915) с бегающими по крышам исторического города нарушителями общественного порядка.

Как бы то ни было, фильмы Масленникова про Холмса — титанический труд и веха в истории экранизаций классики. Светлая память замечательному режиссеру.
1 минута
640 читали