Доктор Александр Зотов в Набережных Челнах живет лет 10 в доме 10/04а. Это 4-й адрес (и 4-й двор), где Зотов живет. И у него есть традиция.
- Везде, где я живу, сажаю у подъезда вишни или сливы, или смородину, - рассказывает доктор.
Еще каждым утром, около 5:00, полностью в белой одежде выходит бегать. После пробежки берет метлу или веник с совком и подметает двор. У своего подъезда. Иногда идет в бесхозный скверик возле дома и устраивает там свои «субботники». Наводит чистоту и порядок.
- Получилось так, что скверик этот находится на стыке территорий двух управляющих компаний. Обе УК считают его не своей территорией, потому там убирать некому, - говорит Александр Николаевич.
Лет семь назад Зотов обратил внимание на кучу мусора возле трансформаторной будки, что аккурат напротив подъезда. Огромную, вонючую. Людям из отдаленных подъездов, видимо, лень было носить ведра до мусорных контейнеров. Доктор взял лопату, ведро и за несколько дней перетаскал весь мусор в контейнеры. Потом на освободившемся месте устроил микросад. Огородил территорию. Внутри ограды посадил несколько фруктовых деревьев: вишни, грушу, яблони. Для красоты и разнообразия соорудил имитацию колодца. Разместил там игрушечных зверушек. В этом году Александр Николаевич решил сделать микросад «садом Коли Зотова». Это его сын, тоже доктор, погибший в зоне СВО. Заказал памятную табличку. Показал, куда ее прикрепить.
А когда напротив подъезда коммунальщики сделали контейнерную площадку, Зотов на газончиках по бокам от нее посадил по несколько вишен.
- Еще мы картину нарисовали на стене трансформаторной подстанции. Большую, красивую. Лес, река,- вспоминает доктор.
Нарисовали пейзаж студенты факультета художественной графики челнинского пединститута, а Зотов все организовывал. Долго ходил и искал чиновника, который должен был согласовать картинку на стене спецздания. Нашел, разрешения добился и после обо всем договорился на худграфе.
Когда на стене «будки» появилась картина, Зотов сказал, что это в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне. К полотну началось паломничество. Ветераны в орденах, чиновники, работники УК, журналисты местных изданий, телевизионщики. Все фотографировались. А потом картину забелили. Не со зла. Просто на предприятии, на чьем балансе находятся «будки», решили обновить стены.
Когда Зотов картину согласовывал, чиновник сказал, что согласовывать ничего не будет, так как никакими бумагами это не предусмотрено. Но и запрещать не станет. А раз согласование неофициальное, то у Зотова и спрашивать ничего не стали, когда поступила команда «будки» побелить-покрасить. Забелили, и все.
А народ Зотову так помогает. Несколько раз в скверик с метлой с ним приходила и работала старая дворничиха, которой уже 80 лет. Однажды, когда Зотов весной белил бордюры тротуара и дороги, к нему подбежали две девочки лет восьми. Взяли кисточки и за час все бордюры замазали. С ними пришла женщина. Спросила, можно она посидит на лавочке, понаблюдает? Понаблюдала. В принципе это и вся помощь.
Зато когда Зотов сажал микросад, деревья у подъезда и у контейнерной площадки, от народа поступила масса замечаний, рекомендаций, полезных советов:
- Вы зря все это городите - разломают! Вы зря сажаете – оборвут, испортят! Зря подметаете – намусорят, нагадят! Не мы, конечно, но ходят же тут всякие. Вам следует обратиться в исполком. Вам нужно заставить управляющую компанию.
Когда доктор сажал вишни возле контейнеров, опять последовала масса «умных» замечаний:
- Зачем?! Это же мусорка!
- Вишни весной расцветут – разве не красиво будет?! Вишни будут пахнуть, а без них только всяким мусором пахнет – так лучше, что ли? – в ответ спрашивал Зотов.
Говорят, дурной пример заразителен. Спрашиваю у Зотова, не заразителен ли хороший пример.
- Никто из соседей с вами не выходит, двор не подметает?
- За десять лет никто, - отметил доктор.
Между прочим, двор – собственность владельцев дома. С дворниками большая проблема - их катастрофически не хватает. А у Зотова на все народные рекомендации и замечания сам собой сформулировался ответ: «Помогать не хочешь – не давай советов».
Жизнь во дворе все же стала лучше. У подъезда, возле контейнерной площадки не видно ни одной бумажки, ничего, что можно назвать мусором.
- И люди стали намного лучше относиться и намного лучше себя вести во дворе. За десять лет многое изменилось, – с чувством отмечает доктор.
И плодовые деревья уже никто не ломает. Кто ломал, поняли, что фрукты же съедобны, ими и закусывать можно. Проживи Зотов так активно еще лет 10, глядишь, советы давать перестанут и помогать начнут.