Найти тему
Диана Валиева

Музыкальный гений, создавший величайшую рок-группу в истории

Оглавление

Речь о группе... Pink Floyd! Многие критики называют эту группу величайшей в истории. Преувеличение? - Нет, да даже если да, то не сильное. Но я бы сказала, что одна из величайших, наравне с Queen, Led Zeppelin и Beatles. Хотя "флойды" по праву носят официальное звание "самой интеллектуальной группы", а сложность их произведений приравнивается к сложности произведений Моцарта, Баха, Бетховена.

Все прекрасно знают, кто такие Pink Floyd, но часто забывают о человеке, создавшим эту группу, придавшим ей то звучание и тематику, которым она отличается, написавшим для группы весь первый альбом. О человеке, сумевшим одним только альбомом, 11 песнями, обогнать время лет на 80 и оказать сильнейшее влияние на развитие всей психоделики и прогрессив-рока в целом. О том, кто стал во многом новатором, в том числе, научил музыкантов играть на музыкальных инструментах, как не на музыкальных инструментах. И зовут этого человека Сид Барретт.

Группа Pink Floyd, 1967 год. Слева направо: Ник Мейсон, Ричард Райт, Роджер Уотерс, Сид Барретт.
Группа Pink Floyd, 1967 год. Слева направо: Ник Мейсон, Ричард Райт, Роджер Уотерс, Сид Барретт.

Краткая биография

Роджер Барретт (настоящее имя) родился 6 января 1946 года в Кембридже. С детства увлекался рисованием, живописью и каллиграфией, а с 10 лет еще и музыкой. В 14 родители купили ему акустическую гитару, которую Роджер освоил в совершенстве самостоятельно. Спустя год он приобрел электрогитару и собрал сам свой первый усилитель. Одноклассники прозвали его "Сидом", после того, как он появился на скаутских сборах в плоской кепке, вместо своего скаутского берета: прозвище «Сид» было намёком на выходца из рабочего класса, так как было именем этой социальной группы.

В 15 лет парень собрал свою первую группу - Geoff Mott and The Mottoes. В сентябре 1962 года Барретт поступил в Кембриджский технический колледж, на художественный факультет. Именно здесь он познакомился с Дэвидом Гилмором, для Барретта он был известен как "Фред".

С 1965 по 1968 - гитарист, вокалист, автор песен группы Pink Floyd.

В 1968 году Барретт покинул группу и занялся сольным творчеством, выпустив два альбома - The Madcap Laughs и Barrett - оба альбомы 1970-го года. После этого он еще недолго выступал с различными группами, но в 1973 году его карьера окончательно закончилась. Жил в Кембридже, иногда подрабатывал дворником или похожими профессиями. Умер 7 июля 2006 года.

Начало Pink Floyd и The Piper At The Gates Of Dawn

Сид Барретт был знаком с Роджером Уотерсом (басист Pink Floyd) еще со школы. В 1965 году Уотерс сообщил Баррету, что он - участник группы "The Tea Set", где вместе с ним играет очень талантливый барабанщик Ник Мейсон и клавишник Ричард Райт. Сид, прослушав песни группы, заинтересовался и вскоре стал участником группы - гитаристом и вокалистом. В период с 1964 по 1965 год группа сменила несколько названий, так, они были: «The Abdabs», «The Screaming Abdabs», «Leonard’s Lodgers», «Spectrum Five», «Sigma 6»и «The Meggadeaths». Все эти названия придумал Сид Барретт, но в итоге остановил свой выбор на Pink Floyd. Первые 2 года они выступали в различных клубах, исполняя ритм-н-блюз, но очень необычный - уже тогда Сид начал экспериментировать со звуками и звуковыми эффектами.

В конце 1966 года музыканты решили записать альбом, и за написания песен взялся Сид Барретт. Некоторые песни уже были написаны им ранее, какие-то он писал специально для этого альбома. Запись проходила с февраля по июнь 1967 года на известнейшей студии Эбби Роуд. Продюсером альбома стал Норман Смит.

А теперь... Пройдемся по композициям?

Предупреждение: я пишу свои личные впечатления от каждого трека. Если Вы не слышали альбом ранее, рекомендую сначала послушать, обрести свое мнение и представление об этой музыке, а потом прочитать краткие описания моих видений этих композиций.

Astronomy Domine

Открывает альбом "Госпожа Астрономия". Сначала слышны какие-то нечеткие звуки, как будто кто-то на старой записи говорит в микрофон - диктор на радио, например. Если прислушаться, можно расслышать, как голос произносит названия планет и различных небесных тел. Дальше идет резкое тиканье, гитара Барретта с каким-то непонятным "космическим" овердрайвом, немного синкопированные барабаны, громкий бас (ну, по меркам бас-гитары) и просто межгалактические клавишные. Эти звуки уже переносят Вас в какое-то глубокое ментальное состояние, что Вы забываете обо всем, что с Вами происходит, и даже не ощущаете того, где Вы находитесь, Вы только в своем воображении. Вернее, визуализации.

Когда слушаешь начало песни, просто не веришь - это 1967 год??? Да такие звуки сейчас создают на драм-машинах, только здесь это звучит так круто, это звучит вживую! Далее - ритм-аккорды на гитаре и вокал Барретта, создается впечатление, что группа космонавтов (или астронавтов) собирается в космос и как бы зовет с собой, при чем позвать они могут без слов, только музыкой, потому что она такая манящая!

Lucifer Sam

Я бы назвала жанр этой песни, как психоделический рок-н-ролл. Текст песни повествует о коте Сида Барретта. Может, я бы представляла себе что-то другое, если бы не понимала текст, но когда я слышу это произведение, я представляю этого кота.

Но в песне есть какое-то напряжение, что в риффе (хотя он очень приятный), что в басу, что в битах, что, собственно, в вокале Барретта. Возникает ощущение, что они сами боятся этого кота, что он какой-то грозный, ужасный, страшный, и... абстракционный, я бы так сказала. Какая-нибудь картина кота периода постмодерна.

Matilda Mother

Сказочная, загадочная и волшебная музыка. Написана от лица ребенка, которому мама читает сказки. Каждый куплет - это волшебные замки, короли и другие фантастические персонажи. Оказывается, это очень приятное чувство - представлять эти, казалось бы, детские сказки. Песня медленная, а музыка какая-то "многослойная" и многогранная, особенно мне нравится орган на заднем плане.

Flaming

Опять-таки, некая встреча с детским фэнтэзи. Мне нравятся звуки природы в этой композиции - кукушка, колокольчики и прочее. Возникает ощущение, что ты находишься где-то очень высоко, может, на ровне с Сидом (см. текст песни), несмотря на то, что он, вроде бы, говорит, что я (слушатель) не смогу его увидеть, он слишком высоко. Но музыка Барретта буквально переносит всех слушателей туда, где и он.

Row R. Toc H.

Потрясающая композиция. Я, на самом деле, может, ее не понимаю, я просто расскажу о своих впечатлениях. Крики в начале создавали у меня создавали какое-то не очень приятное, может, даже мрачное чувство. Не знаю, почему. Может, это обозначение чего-то незнакомого и не самого приятного, немного пугающего, но чертовски интересного. Потом крики постепенно прекращаются, и начинается какой-то экзотический бит, не то, чтобы сложный, просто здесь опять видны технические эксперименты Сида Барретта. Я представляю перед собой какой-то остров, море, и то, как я плыву к острову по морю. Доплываю - и слышу звуки острова. В конце все звуки сливаются в какую-то какофонию, но при этом четко слышна гитара Сида.

Take Up Thy Stethoscope And Walk

Очень непонятное для меня произведение. Смешанный звук гитар и органа с вкраплениями басовых нот и бешеных барабанов, но смысл я не совсем понимаю. Честно, при прослушивании музыки даже не могу представить какие-то ассоциации или воспоминания. Но, в целом, это все звучит, как... импровизация. Может, даже немного джазовая. Я не скажу, что это что-то сумасшедшее и очень странное, для меня такая музыка довольно привычна, я часто слушаю джаз и уже привыкла к такому, но не в роке и не в рок-звучании... Возможно, я просто пока этого не понимаю...

Interstellar Overdive

Моя любимая песня в этом альбоме. И вновь возвращение к космосу и к спейс-року. Но на этот раз, мне кажется, все сложнее. Это путешествие по нашей ментальной Вселенной. Хотя вступление песни (этот потрясающий и фантастический для 1967 года металлический рифф) и конец просто уносят Ваше сознание куда-то далеко-далеко, нет, глубоко-глубоко. Сиду Барретту удалось сделать все настолько реалистичным в Вашем сознании, что действительно создается атмосфера космического путешествия, осталось только закрыть глаза и визуализировать. Трек длится целых 9 минут, поэтому у Вас есть время.

The Gnome

Простая и запоминающаяся песенка, повествующая о живущих в лесу гномах. Очень приятная мелодия, но в отличии от других "детских" песен - она какая-то особенная. Я даже не могу сформулировать, чем... Гитара Барретта здесь у меня ассоциируется со всем окружением гномов - деревья, листва, поляна. И возникает ощущение, что Вы видите всю эту картину (которая описывается в тексте) прямо перед своими глазами. А ритм-секции - это шаги гномов, либо "ударные" звуки окружающего - дождь, падающая с травы на землю роса, или еще что-то.

Chapter 24

Мне напоминает что-то восточное и что-то немного тоскливое. В песне опять много "слоев", поэтому лучше включить музыку погромче, чтобы услышать все. Мне здесь особенно нравится орган. Кстати, я заметила, что здесь нет барабанов - только перкуссия и гонги, это звучит очень необычно и классно.

Scarecrow

В этой песне Сид Барретт сравнивает себя с огородным пугалом, они похожи тем, что оба смирились со своей судьбой. Довольно грустно и немного депрессивно. У меня возникает ощущение, что вокал и текст как бы являются повествованием этой истории, вернее, даже, объяснением ситуации, а музыка - эти барабаны, клавишные, звук которых напоминает какой-то туман - это описание природы вокруг - того поля, где находится пугало.

Bike

Я, честно, не совсем понимаю эту песню. Хоть она и интересная, и мне очень нравится, и, я думаю, это лучшее завершение альбома... Я не понимаю. Вроде бы песня называется "велосипед", поется о любви, а музыка... Я обожаю структуру песни - эта непонятная гармония, немного джазовая, кривая, но очень красивая, мне нравится такое.

Вторая часть - это смесь звуков велосипеда, и это меня просто поражает - как в 1967 можно было записать такие звуки, как можно было все так идеально обработать? Это звучит круто даже по современным меркам. В конце мы слышим какой-то смех, мне кажется, что эти звуки прокручены задом наперед и с измененной скоростью воспроизведения. Если мы рассматриваем велосипед, то это чем-то напоминает скрипение седла.

Кстати, еще эта песня мне ну очень уж напоминает Beatles - особенно песню Tomorrow Never Knows, где использовалась примерно такая же техника обработки звука.

Мнение слушателей и критиков

Критики восприняли альбом крайне положительно, а многие его называют "главным альбомом в истории психоделики". Что касается слушателей, то мнения сильно разделились - кто-то называет альбом шедевром, кто-то - какой-то непонятной ерундой.

Выскажу и свое мнение - это мой любимый альбом не только Pink Floyd, но и вообще, в целом (ну, может, наравне с Grace Джеффа Бакли). Поздних флойдов я тоже люблю, но не так, как этот альбом. То, что было после - да, тот же звук, да, есть много гениальных произведений, да, непревзойдённая техника игры на инструментах, но там все более реалистичное, более "правильное" и привычное, а это... Это что-то из параллельной Вселенной.

Уход из группы

К сожалению, уже во время записи альбома Сид Барретт начал увлекаться ЛСД и это стало огромной проблемой. Очень недолгое время после выхода альбома группа выступала вместе, но вскоре парни поняли, что они "теряют" участника и им срочно нужна замена. На помощь позвали Дэвида Гилмора. Он должен был стать гитаристом и вокалистом, а Сид - продолжать писать музыку, уже не выступая. Но Сид не справился и с этим, его состояние было просто ужасное. Вскоре с Барреттом группе пришлось попрощаться, они продолжали присылать ему деньги с первого альбома, но на этом его путь в Pink Floyd был окончен.

Интересно, что первоначально Гилмор вообще не хотел играть в группе. Из интервью 1982 года:

"Я начал с чистого листа. Мной двигало желание придать группе хоть какую-то форму. Сейчас это кажется смешным, но когда я пришёл в Pink Floyd, коллектив показался мне очень плохим. Барретт на концертах был крайне недисциплинирован. А если лидер группы — разгильдяй, что говорить о всех остальных участниках?"

Однако стоит отметить, что Дэвид Гилмор очень уважительно относится к своему предшественнику.

Сольное творчество

Барретт выпустил еще два сольных альбома - "The Madcap Laughs" и "Barrett".

Сначала мне показалось, что это что-то сумасшедшее и непонятное настолько, что кажется просто какой-то фантастической абстракцией, без прорисовок смысла и четких изображений. Кажется, что Сид в своем воображении продвинулся куда-то дальше, чем может понять обычный человек. В плане музыкальности, мне песни показались не такими интересными, как в The Piper At The Gates Of Dawn, здесь они были какие-то однообразные. Но можете послушать.

Кстати, в создании сольных альбомов Барретту помогали участники Pink Floyd. Из воспоминаний Рика Райта:

“Запись альбома Сида Барретта была интересной, но чрезвычайно сложной. Дэйв и Роджер записали первый (The Madcap Laughs), а мы с Дэйвом сделали второй. Но к тому времени мы просто пытались помочь Сиду любым возможным способом, это было нашей главной задачей, вместо того, чтобы думать и беспокоиться о том, как добиться наилучшего звучания гитары. Об этом не было никакой речи. Было совсем непросто пойти в студию с ним и попытаться заставить его спеть”.

Заключение

-3

Просто как интересный факт скажу, что альбом Pink Floyd "Wish You Were Here" был полностью посвящен Сиду Барретту.

Несмотря на то, что многие считают музыку Сида Барретта "сумасшедшей и бредовой", мне она нравится. И я думаю, если бы Барретт не погубил сам себя, он бы мог произвести целую революцию в музыке, он мог бы написать еще огромное количество шедевров и стать поистине великим человеком. Но этого, к сожалению, не случилось. Но и это не мешает ему оставаться одной из самых энигматичных фигур в истории музыки и просто гениальным музыкантом.