Речь о группе... Pink Floyd! Многие критики называют эту группу величайшей в истории. Преувеличение? - Нет, да даже если да, то не сильное. Но я бы сказала, что одна из величайших, наравне с Queen, Led Zeppelin и Beatles. Хотя "флойды" по праву носят официальное звание "самой интеллектуальной группы", а сложность их произведений приравнивается к сложности произведений Моцарта, Баха, Бетховена.
Все прекрасно знают, кто такие Pink Floyd, но часто забывают о человеке, создавшим эту группу, придавшим ей то звучание и тематику, которым она отличается, написавшим для группы весь первый альбом. О человеке, сумевшим одним только альбомом, 11 песнями, обогнать время лет на 80 и оказать сильнейшее влияние на развитие всей психоделики и прогрессив-рока в целом. О том, кто стал во многом новатором, в том числе, научил музыкантов играть на музыкальных инструментах, как не на музыкальных инструментах. И зовут этого человека Сид Барретт.
Краткая биография
Роджер Барретт (настоящее имя) родился 6 января 1946 года в Кембридже. С детства увлекался рисованием, живописью и каллиграфией, а с 10 лет еще и музыкой. В 14 родители купили ему акустическую гитару, которую Роджер освоил в совершенстве самостоятельно. Спустя год он приобрел электрогитару и собрал сам свой первый усилитель. Одноклассники прозвали его "Сидом", после того, как он появился на скаутских сборах в плоской кепке, вместо своего скаутского берета: прозвище «Сид» было намёком на выходца из рабочего класса, так как было именем этой социальной группы.
В 15 лет парень собрал свою первую группу - Geoff Mott and The Mottoes. В сентябре 1962 года Барретт поступил в Кембриджский технический колледж, на художественный факультет. Именно здесь он познакомился с Дэвидом Гилмором, для Барретта он был известен как "Фред".
С 1965 по 1968 - гитарист, вокалист, автор песен группы Pink Floyd.
В 1968 году Барретт покинул группу и занялся сольным творчеством, выпустив два альбома - The Madcap Laughs и Barrett - оба альбомы 1970-го года. После этого он еще недолго выступал с различными группами, но в 1973 году его карьера окончательно закончилась. Жил в Кембридже, иногда подрабатывал дворником или похожими профессиями. Умер 7 июля 2006 года.
Начало Pink Floyd и The Piper At The Gates Of Dawn
Сид Барретт был знаком с Роджером Уотерсом (басист Pink Floyd) еще со школы. В 1965 году Уотерс сообщил Баррету, что он - участник группы "The Tea Set", где вместе с ним играет очень талантливый барабанщик Ник Мейсон и клавишник Ричард Райт. Сид, прослушав песни группы, заинтересовался и вскоре стал участником группы - гитаристом и вокалистом. В период с 1964 по 1965 год группа сменила несколько названий, так, они были: «The Abdabs», «The Screaming Abdabs», «Leonard’s Lodgers», «Spectrum Five», «Sigma 6»и «The Meggadeaths». Все эти названия придумал Сид Барретт, но в итоге остановил свой выбор на Pink Floyd. Первые 2 года они выступали в различных клубах, исполняя ритм-н-блюз, но очень необычный - уже тогда Сид начал экспериментировать со звуками и звуковыми эффектами.
В конце 1966 года музыканты решили записать альбом, и за написания песен взялся Сид Барретт. Некоторые песни уже были написаны им ранее, какие-то он писал специально для этого альбома. Запись проходила с февраля по июнь 1967 года на известнейшей студии Эбби Роуд. Продюсером альбома стал Норман Смит.
А теперь... Пройдемся по композициям?
Предупреждение: я пишу свои личные впечатления от каждого трека. Если Вы не слышали альбом ранее, рекомендую сначала послушать, обрести свое мнение и представление об этой музыке, а потом прочитать краткие описания моих видений этих композиций.
Astronomy Domine
Открывает альбом "Госпожа Астрономия". Сначала слышны какие-то нечеткие звуки, как будто кто-то на старой записи говорит в микрофон - диктор на радио, например. Если прислушаться, можно расслышать, как голос произносит названия планет и различных небесных тел. Дальше идет резкое тиканье, гитара Барретта с каким-то непонятным "космическим" овердрайвом, немного синкопированные барабаны, громкий бас (ну, по меркам бас-гитары) и просто межгалактические клавишные. Эти звуки уже переносят Вас в какое-то глубокое ментальное состояние, что Вы забываете обо всем, что с Вами происходит, и даже не ощущаете того, где Вы находитесь, Вы только в своем воображении. Вернее, визуализации.
Когда слушаешь начало песни, просто не веришь - это 1967 год??? Да такие звуки сейчас создают на драм-машинах, только здесь это звучит так круто, это звучит вживую! Далее - ритм-аккорды на гитаре и вокал Барретта, создается впечатление, что группа космонавтов (или астронавтов) собирается в космос и как бы зовет с собой, при чем позвать они могут без слов, только музыкой, потому что она такая манящая!
Lucifer Sam
Я бы назвала жанр этой песни, как психоделический рок-н-ролл. Текст песни повествует о коте Сида Барретта. Может, я бы представляла себе что-то другое, если бы не понимала текст, но когда я слышу это произведение, я представляю этого кота.
Но в песне есть какое-то напряжение, что в риффе (хотя он очень приятный), что в басу, что в битах, что, собственно, в вокале Барретта. Возникает ощущение, что они сами боятся этого кота, что он какой-то грозный, ужасный, страшный, и... абстракционный, я бы так сказала. Какая-нибудь картина кота периода постмодерна.
Matilda Mother
Сказочная, загадочная и волшебная музыка. Написана от лица ребенка, которому мама читает сказки. Каждый куплет - это волшебные замки, короли и другие фантастические персонажи. Оказывается, это очень приятное чувство - представлять эти, казалось бы, детские сказки. Песня медленная, а музыка какая-то "многослойная" и многогранная, особенно мне нравится орган на заднем плане.
Flaming
Опять-таки, некая встреча с детским фэнтэзи. Мне нравятся звуки природы в этой композиции - кукушка, колокольчики и прочее. Возникает ощущение, что ты находишься где-то очень высоко, может, на ровне с Сидом (см. текст песни), несмотря на то, что он, вроде бы, говорит, что я (слушатель) не смогу его увидеть, он слишком высоко. Но музыка Барретта буквально переносит всех слушателей туда, где и он.
Row R. Toc H.
Потрясающая композиция. Я, на самом деле, может, ее не понимаю, я просто расскажу о своих впечатлениях. Крики в начале создавали у меня создавали какое-то не очень приятное, может, даже мрачное чувство. Не знаю, почему. Может, это обозначение чего-то незнакомого и не самого приятного, немного пугающего, но чертовски интересного. Потом крики постепенно прекращаются, и начинается какой-то экзотический бит, не то, чтобы сложный, просто здесь опять видны технические эксперименты Сида Барретта. Я представляю перед собой какой-то остров, море, и то, как я плыву к острову по морю. Доплываю - и слышу звуки острова. В конце все звуки сливаются в какую-то какофонию, но при этом четко слышна гитара Сида.
Take Up Thy Stethoscope And Walk
Очень непонятное для меня произведение. Смешанный звук гитар и органа с вкраплениями басовых нот и бешеных барабанов, но смысл я не совсем понимаю. Честно, при прослушивании музыки даже не могу представить какие-то ассоциации или воспоминания. Но, в целом, это все звучит, как... импровизация. Может, даже немного джазовая. Я не скажу, что это что-то сумасшедшее и очень странное, для меня такая музыка довольно привычна, я часто слушаю джаз и уже привыкла к такому, но не в роке и не в рок-звучании... Возможно, я просто пока этого не понимаю...
Interstellar Overdive
Моя любимая песня в этом альбоме. И вновь возвращение к космосу и к спейс-року. Но на этот раз, мне кажется, все сложнее. Это путешествие по нашей ментальной Вселенной. Хотя вступление песни (этот потрясающий и фантастический для 1967 года металлический рифф) и конец просто уносят Ваше сознание куда-то далеко-далеко, нет, глубоко-глубоко. Сиду Барретту удалось сделать все настолько реалистичным в Вашем сознании, что действительно создается атмосфера космического путешествия, осталось только закрыть глаза и визуализировать. Трек длится целых 9 минут, поэтому у Вас есть время.
The Gnome
Простая и запоминающаяся песенка, повествующая о живущих в лесу гномах. Очень приятная мелодия, но в отличии от других "детских" песен - она какая-то особенная. Я даже не могу сформулировать, чем... Гитара Барретта здесь у меня ассоциируется со всем окружением гномов - деревья, листва, поляна. И возникает ощущение, что Вы видите всю эту картину (которая описывается в тексте) прямо перед своими глазами. А ритм-секции - это шаги гномов, либо "ударные" звуки окружающего - дождь, падающая с травы на землю роса, или еще что-то.
Chapter 24
Мне напоминает что-то восточное и что-то немного тоскливое. В песне опять много "слоев", поэтому лучше включить музыку погромче, чтобы услышать все. Мне здесь особенно нравится орган. Кстати, я заметила, что здесь нет барабанов - только перкуссия и гонги, это звучит очень необычно и классно.
Scarecrow
В этой песне Сид Барретт сравнивает себя с огородным пугалом, они похожи тем, что оба смирились со своей судьбой. Довольно грустно и немного депрессивно. У меня возникает ощущение, что вокал и текст как бы являются повествованием этой истории, вернее, даже, объяснением ситуации, а музыка - эти барабаны, клавишные, звук которых напоминает какой-то туман - это описание природы вокруг - того поля, где находится пугало.
Bike
Я, честно, не совсем понимаю эту песню. Хоть она и интересная, и мне очень нравится, и, я думаю, это лучшее завершение альбома... Я не понимаю. Вроде бы песня называется "велосипед", поется о любви, а музыка... Я обожаю структуру песни - эта непонятная гармония, немного джазовая, кривая, но очень красивая, мне нравится такое.
Вторая часть - это смесь звуков велосипеда, и это меня просто поражает - как в 1967 можно было записать такие звуки, как можно было все так идеально обработать? Это звучит круто даже по современным меркам. В конце мы слышим какой-то смех, мне кажется, что эти звуки прокручены задом наперед и с измененной скоростью воспроизведения. Если мы рассматриваем велосипед, то это чем-то напоминает скрипение седла.
Кстати, еще эта песня мне ну очень уж напоминает Beatles - особенно песню Tomorrow Never Knows, где использовалась примерно такая же техника обработки звука.
Мнение слушателей и критиков
Критики восприняли альбом крайне положительно, а многие его называют "главным альбомом в истории психоделики". Что касается слушателей, то мнения сильно разделились - кто-то называет альбом шедевром, кто-то - какой-то непонятной ерундой.
Выскажу и свое мнение - это мой любимый альбом не только Pink Floyd, но и вообще, в целом (ну, может, наравне с Grace Джеффа Бакли). Поздних флойдов я тоже люблю, но не так, как этот альбом. То, что было после - да, тот же звук, да, есть много гениальных произведений, да, непревзойдённая техника игры на инструментах, но там все более реалистичное, более "правильное" и привычное, а это... Это что-то из параллельной Вселенной.
Уход из группы
К сожалению, уже во время записи альбома Сид Барретт начал увлекаться ЛСД и это стало огромной проблемой. Очень недолгое время после выхода альбома группа выступала вместе, но вскоре парни поняли, что они "теряют" участника и им срочно нужна замена. На помощь позвали Дэвида Гилмора. Он должен был стать гитаристом и вокалистом, а Сид - продолжать писать музыку, уже не выступая. Но Сид не справился и с этим, его состояние было просто ужасное. Вскоре с Барреттом группе пришлось попрощаться, они продолжали присылать ему деньги с первого альбома, но на этом его путь в Pink Floyd был окончен.
Интересно, что первоначально Гилмор вообще не хотел играть в группе. Из интервью 1982 года:
"Я начал с чистого листа. Мной двигало желание придать группе хоть какую-то форму. Сейчас это кажется смешным, но когда я пришёл в Pink Floyd, коллектив показался мне очень плохим. Барретт на концертах был крайне недисциплинирован. А если лидер группы — разгильдяй, что говорить о всех остальных участниках?"
Однако стоит отметить, что Дэвид Гилмор очень уважительно относится к своему предшественнику.
Сольное творчество
Барретт выпустил еще два сольных альбома - "The Madcap Laughs" и "Barrett".
Сначала мне показалось, что это что-то сумасшедшее и непонятное настолько, что кажется просто какой-то фантастической абстракцией, без прорисовок смысла и четких изображений. Кажется, что Сид в своем воображении продвинулся куда-то дальше, чем может понять обычный человек. В плане музыкальности, мне песни показались не такими интересными, как в The Piper At The Gates Of Dawn, здесь они были какие-то однообразные. Но можете послушать.
Кстати, в создании сольных альбомов Барретту помогали участники Pink Floyd. Из воспоминаний Рика Райта:
“Запись альбома Сида Барретта была интересной, но чрезвычайно сложной. Дэйв и Роджер записали первый (The Madcap Laughs), а мы с Дэйвом сделали второй. Но к тому времени мы просто пытались помочь Сиду любым возможным способом, это было нашей главной задачей, вместо того, чтобы думать и беспокоиться о том, как добиться наилучшего звучания гитары. Об этом не было никакой речи. Было совсем непросто пойти в студию с ним и попытаться заставить его спеть”.
Заключение
Просто как интересный факт скажу, что альбом Pink Floyd "Wish You Were Here" был полностью посвящен Сиду Барретту.
Несмотря на то, что многие считают музыку Сида Барретта "сумасшедшей и бредовой", мне она нравится. И я думаю, если бы Барретт не погубил сам себя, он бы мог произвести целую революцию в музыке, он мог бы написать еще огромное количество шедевров и стать поистине великим человеком. Но этого, к сожалению, не случилось. Но и это не мешает ему оставаться одной из самых энигматичных фигур в истории музыки и просто гениальным музыкантом.