Найти тему
Курган и курганцы

Дороги – железные, люди – талантливые

Профессиональные секреты потомственного железнодорожника Алексея Седошенко

Стальные магистрали… Так повелось в России, что с тех пор, как в нашей стране на заре XIX века появились железные дороги, там работают люди, без всякого преувеличения — отборные. Ответственность огромная. Дисциплина строжайшая.

Но, как это ни парадоксально, а возможно, как раз и закономерно, именно те, кто водит локомотивы, да и представители других профессий, связанных с огромным и сложным хозяйством железных дорог, оказываются людьми творческими, увлеченными. Потомственный железнодорожник Алексей Седошенко — именно из таких.

На выбор дела всей жизни Алексея Владимировича, безусловно, повлияла семья. Его дед Кузьма Семёнович всю жизнь проработал в локомотивном депо станции Курган. Мой собеседник с гордостью показывает реликвии — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и благодарность, датированную 1949 годом. А трудовая биография мамы Алексея Седошенко, Ларисы Ивановны, связана с почтовой службой, где железнодорожный транспорт имел ключевое значение; и он в детстве практически все лето проводил в почтовом отделении связи, находившемся рядом со зданием Курганского Отделения Южно-Уральской железной дороги. Встречал и провожал грузовые, пассажирские и почтовые поезда. Они стали привычным фоном для игр маленького Алёши. Алексей Владимирович вспоминает, что неоднократно видел Вениамина Менделеевича Слосмана, который возглавлял Курганское отделение ЮУЖД на протяжении более тридцати лет. Легендарный зауральский железнодорожник ежеутренне обходил вместе со своими заместителями вокзал и депо.

-2

«Я всегда видел, насколько железнодорожники — люди воспитанные, дисциплинированные, заинтересованные в своей работе, в том, чтобы наш курганский узел работал, как часы», — говорит Алексей Седошенко.

Он закончил Курганский техникум железнодорожного транспорта (ныне институт), а затем Сибирский государственный университет по специальности «Инженер путей сообщения», получив знания по трем основным направлениям — локомотивное хозяйство; автоматика, телемеханика и управление на транспорте. Особенно важны, на его взгляд, знания по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте». В трудовой биографии Алексея Владимировича, а она насчитывает более тридцати лет, — работа помощником машиниста и машинистом на электропоездах пригородного сообщения; в грузовом движении; побывал он и на руководящих должностях, где были необходимы практические знания работы всей инфраструктуры железнодорожной отрасли, а сейчас трудится в службе энергоснабжения машинистом автомотрисы.

С особенной теплотой мой собеседник вспоминает более чем десятилетнюю работу в пригородном сообщении: «Машинист, его помощник, проводники — это практически маленькая семья, где основным законом всегда была забота о пассажире. Поэтому все друг к другу относились внимательно, люди были добрые, отзывчивые».

При этом они оставались классными профессионалами. Интересно, что многие машинисты пришли работать на электропоезда из грузового движения, то есть умели водить огромные тяжеловесные составы. Но ведь и для управления электропоездом необходимо свое, особое мастерство. Шутка ли, электричка мчится со скоростью 120 км / ч, а ее надо точно остановить у платформы длиной в несколько метров. А таких платформ, например, на перегоне Курган — Екатеринбург, не одна, не две и даже не десять. Более того, как подчеркивает Алексей Седошенко, время следования электропоезда от Кургана до Екатеринбурга было меньше, чем у пассажирского поезда — несмотря на то, что электричка, как говорят в народе, останавливалась на каждом столбе, а поезд, — всего на двух-трех станциях.

С благодарностью мой собеседник перечисляет имена своих старших коллег, настоящих мастеров, с которыми довелось работать на пригородном сообщении и набираться у них опыта: Петра Волчихина, Владимира Гришаева, Вячеслава Потехина, Владимира Каминского. Особо признателен мой собеседник профессионалу с большой буквы, прекрасно знавшему локомотивы, благодаря которому Алексей Седошенко после службы в армии вернулся на железную дорогу, — инженеру железнодорожного транспорта, машинисту Геннадию Фёдоровичу Кокорину. С ним Алексей Владимирович работал помощником машиниста в грузовом движении локомотивного депо Курган.

Не менее интересная и ответственная работа у Алексея Седошенко и сегодня, ведь автомотриса — это сложный комплекс, который позволяет в кратчайшие сроки производить ремонт и профилактическое обслуживание контактной подвески и дополнительного защитного оборудования, обширного хозяйства энергоснабжения стальных магистралей. Как считает Алексей Седошенко, эта машина по сложности ничем не уступает, например, могучему грузовому электровозу ВЛ10.

Сегодня железнодорожники оснащены самой передовой и сложной техникой. Российские железные дроги в нашей стране — одни из флагманов технического прогресса.

Но Алексей Владимирович уверен, что главными на железной дороге по-прежнему остаются люди, его коллеги-железнодорожники и их самоотверженный труд. В точном и отлаженном механизме железных дорог, в мире строгой дисциплины и невероятной ответственности за сотни человеческих жизней и многомиллиардные материальные ценности, трудятся очень увлеченные и творческие люди.

«Я думаю, что это помогает в работе. Потому что творческий человек — он и к работе подходит творчески. Если есть какие-то недостатки в организации рабочего процесса, то он не будет молчать, а внесет рационализаторские предложения. Это тоже творчество, техническое творчество. Творческий человек может организовать не только рабочий процесс, но и свой досуг так, чтобы полноценно восстановить силы и прийти на рабочее место подготовленным и отдохнувшим», — считает Алексей Седошенко.

Поэтому его коллеги-железнодорожники занимаются различными интересными хобби — это и живопись, и резьба по дереву; среди женщин много талантливых вышивальщиц. А что касается занятий коллективных, то, по словам Алексея Владимировича, ему всегда приятно видеть, как организуются товарищеские встречи между подразделениями Курганского отделения ЮУЖД по шахматам, настольному теннису, волейболу, футболу, проводятся лыжные пробеги, велопробеги. Большую роль в организации этих и других мероприятий играет профсоюзная организация — Курганский филиал Дорпрофжела ЮУЖД.

Сам же Алексей Седошенко участвовал в организации знаковой акции — поездке курганских ветеранов на Поезде Победы.

Рассказывая о моем собеседнике, нельзя не упомянуть еще об одном деле его жизни — фотографии. Причем занимается этим Алексей Владимирович не только для себя, но и передает знания и умения подрастающему поколению.

Алексей Седошенко увлекается фотографией с детства. Он еще в 1980х — начале 1990х занимался в областной станции юных техников в фотостудии «Современник» под руководством Сергея Александровича Сахно, которого вспоминает как замечательного фотографа и педагога. Алексей Седошенко является неоднократным победителем городских, областных и зональных фотовыставок; состоялись его персональные фотовыставки на базе выставочного зала Курганского института железнодорожного транспорта.

Вот уже восемь лет Алексей Владимирович преподает в фотостудии, которая унаследовала имя «Современник» — она действует при городском Доме детского творчества «Синяя птица». Алексей Седошенко является педагогом высшей категории, у него уже три выпуска учеников, они продолжают заниматься фотографией и завоевали более 100 призовых мест на фотоконкурсах различного уровня.

«Главное для меня достижение в том, что ребята становятся умнее, добрее и внимательнее к окружающим, учатся понимать природу, ее красоту и хрупкость. У моих учеников появляется стремление к самосовершенствованию, к самообразованию. А наиболее важное для меня — чтобы ученик понял, что необходимо учиться, стать профессионалом своего дела, а главное при любых обстоятельствах оставаться человеком».