Григорий Иоффе
На станцию Стрельна с Балтийского вокзала мы с Любой прилетели на "Ласточке". Примерно вот так... это выглядело лет 120 назад. Снимок вверху.
Или вот так... лет 40 назад, когда все советские электрички делались... нет, не в Одессе, а в Риге, тоже, между прочим, в те времена вполне еврейском городе. Но, после обретения независимости от СССР и приобретения зависимости от США и ЕС, и Рижский вагоностроительный, и знаменитый ВЭФ, наводнивший многонациональную страну популярными приемниками "Спидола", и вообще вся промышленность Латвии была уничтожена за ненадобностью. И это правильно, как любил повторять известный всем помощник комбайнера. Зачем латышам электрички, когда есть велосипед. Ну, как в Голландии...
Однако, я отвлекся. На этом месте должна была стоять фотография нашей "Ласточки", но она так быстро улетела, что пришлось свернуть на Фронтовую улицу и отправиться уже пешком в сторону Орловского парка. Не доходя до которого... мы увидели другую ласточку.
Как она сумела взлететь так высоко?! Нет, нет, каскадеры и киносъемки здесь не при чем.
Но ради такого зрелища стоило приехать в Стрельну. Такое увидишь только здесь!..
...Прямо напротив здания бывших Орловских конюшен, миновав которые, мы оказались то ли в зоопарке, то ли на скотном дворе, чем-то похожем на тот, что пишется в кавычках. Верблюд, пони, козы, овцы, кролики и прочая живность, разбросанная по разнообразным вольерам. И кошки, то тут, то там посапывающие на солнышке.
Познакомились и подружились. Но капустный лист прежде всего!
Полуразрушенная башня - это едва ли не всё, что осталось в парке графа Орлова после блокады Ленинграда, когда здесь хозяйничали немцы. Или фашисты. Кому как нравится. Мне не нравятся ни те, ни другие.
Ушла жена... Вид с башни.
И еще одна башенка. Дворец бравого князя А.Д. Львова.
Идем дальше. Плотина и водопад на реке Стрелке. Здесь Петр Первый собирался строить свой фонтанный Петергоф. Не сложилось...
Но дух Петра, как говорится, витает. Вот его скромный, по царским меркам, Путевой дворец. Вспоминается одноименное заведение в Твери, построенное для Екатерины Второй, в котором довелось побывать и нам год назад. Можете сравнить сами: https://dzen.ru/a/Y78F8utpSyzpqp9d
Ближе, к сожалению, подойти не удалось. В Стрельне с этим делом сурово: всё царское огорожено.
Вид на Стрелку, текущую куда-то в Финский залив. К башенкам самого главного в Стрельне Дворца. А может быть, и не только в Стрельне. Еще несколько дней назад он был Путевым дворцом для самых важных африканских особ, каких только можно себе представить.
А вот и он, Дворец конгрессов! Или, попросту, Константиновский. Первое, что вспоминается, из Галича: "А за городом заборы, за заборами вожди..." А потом, после попытки проникновения внутрь, уже из приключений Остапа Бендера: "Пиво только для членов профсоюза". Что в переводе означает: посетить территорию Дворца можно только группой по предварительной заявке.
Конец нашего маршрута, или экскурсии, потому что немалую его часть мы преодолеваем уже втроем: по пути нам повезло познакомится с очень симпатичным человеком, Николаем Константиновичем Демидовым, который о Стрельне знает всё! Ждем трамвая.
Кольцо легендарного 36-го. По дореволюционному проекту он должен был стать первым загородным трамваем. Проект осуществили только после революции. 36-й ходил и во время войны, но чем ближе подходили к городу немцы, тем короче становился его маршрут. До тех пор, пока фронт почти на три года не остановился здесь, где ныне пересекаются проспект Стачек и проспект Маршала Жукова. Сюда мы когда-то приезжали с отцом, просидевшем тут во фронтовых окопах всю первую блокадную зиму.
А дальше, по проспекту Стачек, бывшее здание больницы Фореля, где был штаб дивизии, в которой он служил.
Электротранспорт нас не подвел: туда на "Ласточке", обратно на 36-м. И от "Автово", где прощаемся с новым знакомым, до дома на метро...