Этот район появился в 1932 году, когда в нескольких километрах от окраины Хабаровска начали строить военный аэродром, который получил позывной «Терек».
Уже летом 1932 года из Подмосковья сюда перелетели три тяжёлые бомбардировочные эскадрильи на самолётах ТБ-3. В этом же году во время парада в честь революции 7 ноября несколько машин впервые пролетело над городом, и с тех пор на долгие годы это стало традицией.
В 1938 году на аэродроме была построена первая бетонная взлетно-посадочная полоса, которая позволяла принимать все типы самолетов. Есть данные, что ее строительством руководил генерал Дмитрий Карбышев, который позднее стал культовой фигурой советской историографии.
Одновременно с аэродромной инфраструктурой строились первые ДОСы - дома офицерского состава. Самые первые деревянные бараки, где жили летчики и техники с семьями, до наших дней не дожили, уже с 1937 года их стали сносить и заменять капитальными кирпичными зданиями. Последнее деревянное здание в этом районе сгорело примерно 10 лет назад.
Первой была построена школа № 26. Она приняла первых учеников в сентябре 1937 года и работает по сей день.
Второй постройкой стал детский сад неподалеку. Он тоже дожил до наших дней, хоть и в виде развалин. Развалины, кстати, никак не огорожены, нет даже табличек, что это опасный объект. Все двери - нараспашку. Когда-нибудь кого-нибудь любопытного здесь стукнет прогоревшей балкой по голове и кто-нибудь из комитета по управлению Железнодорожным районом получит условный срок.
Долгое время это был изолированный военный городок за чертой города, огороженный бетонным забором. Примерно до 1960-х годов это место называлось на схемах движения общественного транспорта «Большой аэродром». Однако потом, когда гарнизон оказался в черте Хабаровска, автобусные остановки стали именоваться «Портовая» и «Южнопортовая». Неизвестно, почему так сделали, видимо в целях секретности.
По легенде, в доме № 2 с 1948 по 1951 годы периодически жил Василий Сталин, генерал авиации. Якобы, на Дальний Восток его сослал отец, Иосиф, когда после парада в Москве разбились два новых реактивных бомбардировщика. Вроде как вождь отправил своего сына служить на Сахалин, но Василий решил схитрить и переждать в Хабаровске, где было повеселее. Поэтому, мол, документов о пребывании Сталина-младшего в Хабаровске не сохранилось.
Подтверждений у легенды нет. На самом деле неудачный парад был в 1952 году, Сталин действительно прогневался на сына и снял его с должности командующего ВВС Московского военного округа. Но судя по всем документам и мемуарам послал его не на Дальний Восток, а учиться в академию генштаба. Правда, Василий там не появлялся и пил на подмосковной даче до самой смерти папы.
Здесь изначально не было названий улиц, а дома нумеровались по мере их постройки. При этом на месте старых домов периодически строились новые и им давались старые номера. Следить за этой вакханалией было некому - министерство обороны само строило здесь жилье, само его обслуживало и само определяло, что правильно, а что нет.
Качество строительства было военным, начиная с того, что городок, основанный на болоте, изначально не оборудовали никакими системами водоотведения. С грунтовыми водами боролись испытанным армейским методом — самосвалами гравия.
Проблемой озаботились лишь после развала СССР, когда встал вопрос о передаче гарнизона в ведение мэрии. Когда подняли все документы и спросили военных проектировщиков, почему не предусмотрели нормальные ливневки, те ответили вопросом на вопрос. Звучал он так: «Представьте, что вы генерал и у вас есть миллион на строительство жилья. Перед вам три варианта действий: украсть все и построить себе дачу; построить квартиры для офицеров; построить ливневки. Что вы выберете?».
В начале 90-х был разработан даже проект водоотведения. Он предусматривал четырехкилометровый магистральный коллектор до Амура, боковые водостоки от центральных дорог и правильный дренаж дворов. Но ничего, конечно, не сделали.
Пару лет назад мэр Сергей Кравчук снова заявил, что займется проблемой.
- В ДОСах никогда не было ливневки. Дальнейшее содержание дворовых территорий и дорожного хозяйства без обустройства централизованной ливневой канализации не представляется возможным. Со следующего года приступаем к проектированию этих коммуникаций, — сказал Сергей Кравчук в 2021 году.
С тех пор про этот суперпроект ничего больше не слышно.
Отдельный вопрос с качеством строительства домов. В основном все строилось по принципу «два солдата из стройбата заменяют экскаватор», а в некоторых случаях буквально «из дерьма и палок».
Самой показательной стала история дома № 62: изначально он был 14-этажный, но потом стал сыпаться и качаться. В итоге четыре верхних этажа снесли, кирпичные перегородки заменили местами на стены из ГВЛ, а на третьем-четвертом этажах сделали дополнительное усиление стен.
Примерно такая же участь постигла и дом № 56. В один прекрасный день жильцы вдруг стали замечать, что стены пошли трещинами, начал по непонятной причине пропадать свет, временами слышался странный скрип. Как выяснилось, дом построен из панелей, при производстве которых украли примерно весь цемент. Здесь, правда, ничего сносить не пришлось. Ограничились тем, что в панели закачали через дырки бетон. Вроде бы, это помогло.
Вообще район представляет из себя заповедник странных домов, спроектированных специально для военных городков, аналогов которым в Хабаровске больше нет. Например, тут стоят панельки, где входы-выходы есть как во двор, так и на улицу.
Недвижимость здесь из-за описанных выше историй раньше стоила дешево, и подросла в цене лишь после строительства развязки Ленинградская-Восточное шоссе.
Кстати, из-за строительства развязки пришлось переносить символ ДОСов - памятник «Самолет». Истребитель-бомбардировщик Су-7Б, что стоит на Восточном шоссе, изначально был установлен на месте нынешней развязки в 1975 году. После начала строительства развязки его перетащили на 12-й авиаремзавод, подшаманили, и в ночь с 3 на 4 мая 2005 года потащили на прицепе на новое место. Тащили почти весь день. Крылья цеплялись за все подряд, поэтому помехи, что попадались на пути, сносили. Самолет «обошелся» примерно в 40 деревьев.
Отметим, что 12 авиаремонтный завод долгие годы был «градообразующим» предприятием для ДОСов. Примерно половина населения района работала раньше именно там. Первые цеха здесь были построены ещё в 1934 году. Долгие годы здесь ремонтировали военные самолеты и вертолеты, в конце 1980-х годов коллектив завода насчитывал примерно полторы тысячи человек. Почти половина крылатых машин, взлетавших раньше с Большого аэродрома над Кругосветкой, имела отношение к заводу — это облетывались прошедшие ремонт истребители и бомбардировщики. Со временем завод сильно усох, ему оставили только вертолетные заказы, но совсем предприятие не загнулось. Что там происходит сейчас, мы знаем, но не скажем, чтоб не выдать военной тайны.
Долгие годы гарнизон был закрытой территорией, со всей нужной военному городку социальной инфраструктурой — стадион, Дом офицеров, гостиница и так далее.
В 90-е годы район стал почти обычной частью города, но вплоть до 2014 года все здесь было собственностью минобороны. Денег у военных вечно не хватало. Да возиться с территорией, которую, как было очевидно, скоро у них заберут, не было желания. В результате все здесь обветшало. Сильнее всего пострадал стадион.
- В 90-е ещё были трибуны, траву стригли и все ремонтировали. Еще в начале 2000-х туда ходил весь район играть в футбол, в волейбол, люди шашлыки жарили, с собаками гуляли, уроки физкультуры проводила 26-я школа. Потом как-то постепенно все это забросили и теперь здесь как в лесу, абсолютная пустота. Разве что собак гулять выводят, - рассказал житель ДОСов.
Пустующий Дом офицеров был отдан под вуз — теперь это Дальневосточный филиал университета правосудия.
С 2014 года район полностью перешел под контроль администрации Хабаровска. В целом, сейчас он производит приятное впечатление, несмотря на очевидную запущенность. Недавно здесь впервые за долгие годы началось строительство нового жилого дома. Помимо вышеупомянутых планов оборудовать водоотведение, мэрия недавно заявила, что построит здесь новый детсад. Правда, не очень понятно, почему его надо строить с нуля, а не доделать знаменитый недострой возле дома 26… Но это уже мелочи.
Напомним, ранее мы рассказывали о Дальдизеле, колыбели хабаровского пролетариата; поселке Горького, место для которого выбрали из-за аэродрома, но он оказался не нужен; об улице Московской, которая за свою бурную жизнь сменила три названия; о страшной красоте бывшей Большой; о том, как вместо спиртзавода образовалась высотка, почему появился и исчез Гидрогородок. Об этом, а также о многом другом читайте в разделе «Городские истории».
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото Анны Котельниковой