Нигер, ключевая западноафриканская страна, находившаяся де-факто в неоколониальной зависимости от Франции, выходит из-под контроля Парижа. 26 июля военнослужащие Национальной гвардии Нигера организовали военный переворот и свергли профранцузского президента Мохамеда Базума. Во главе военных властей стал генерал Абдурахман Тчиан. Вслед за этим в Нигере прошли демонстрации за вывод из региона французских войск. Демонстранты также использовали флаги России и требовали ввода в страну ЧВК «Вагнер».
Франция осудила переворот и потребовала вернуть власть свергнутому Базуму. Профранцузский региональный блок ЭКОВАС присоединился к французским требованиям и пригрозил военной интервенцией. Власти Нигера в свою очередь обвинили Париж в планах задействовать свои вооруженные силы для вмешательства во внутренние дела страны. Франция объявила об эвакуации своих гражданских из страны. В поддержку военных Нигера выступили власти Мали и Буркина-Фасо, заявив, что нападение на Нигер будет считаться нападением и на них.
Чёрные Че Гевары против колониализма
Военный переворот в Нигере — часть общеафриканского процесса, в рамках которого Париж теряет позиции в ключевых для себя странах региона. Ранее в Гвинее, Мали и Буркина-Фасо прошли военные перевороты, в ходе которых к власти пришли патриотически ориентированные военные. Власти этих стран выступают за освобождение своих стран от контроля со стороны французов, не способных обеспечить в обмен на лояльность минимальную безопасность и благосостояние этих стран. Альтернативой Франции, прежде всего в сфере безопасности, видят Россию. Это касается и Центральноафриканской Республики, где российские военные специалисты показали впечатляющие результаты в сфере борьбы с повстанцами.
Значение Нигера для Франции
Нигер имеет для Франции стратегическое значение. 15% урана, который используют французские АЭС, добывается здесь. Фактический хозяин экономики страны — французская компания Orano (бывшая Areva), французский монополист в сфере атомной энергетики. В Нигере добывается и золото, также французами. После переворота военное правительство приостановило экспорт урана и золота во Францию. Будучи крайне богатой с точки зрения природных ресурсов страной, Нигер — одна из беднейших стран Африки и мира, занимающая последнее место по индексу человеческого развития.
Притчей во языцех был крайне низкий уровень электрификации страны, включая столицу — Ниамей, хотя без урана из Нигера была бы невозможна работа АЭС во Франции.
Крайне низкий уровень жизни и образования в Нигере, плотный контроль французов в силовой сфере, отсутствие значимого гражданского общества долгое время рассматривались как препятствия для движений по борьбе с неоколониализмом. Однако были и факторы, способствовавшие антифранцузским действиям — крайне низкая популярность Мохамеда Базума (этнического араба, бывшего президентом страны, где арабы составляют менее 1% населения), нерешенные социальные вопросы и вопросы безопасности.
В 2010-х и 2020-х годах в Нигере, как и во всей зоне Сахеля, усилились позиции джихадистских движений (ответвления запрещенных в России террористических организаций ИГИЛ и Аль-Каида), эксплуатирующих социальные, межэтнические и межплеменные проблемы, отягощенные резким демографическим ростом.
Интервенция НАТО в Ливию в 2011-м году также сыграла негативную роль. Часть африканских рабочих, в том числе из Нигера, вынуждены были вернуться в страну, где не было никакой работы. В Нигер вернулись и многие из туарегов, принадлежащих к племенам, кочующим на стыке границ Ливии, Нигера и Мали, которые при Каддафи служили в ливийских вооруженных силах и воспринимались мятежниками как враждебный элемент. В Мали они стали основой исламистких и сепаратистких группировок севера страны, в Нигере усилили сепаратистов, включая «Движение нигерийцев за справедливость» (MNJ), которое в 2007-2009 годах поднимало восстание, требуя доли доходов от экспорта урана.
В итоге власти Нигера, Франция и США безуспешно пытались бороться с терроризмом. Впрочем, вполне возможно, что борьба с терроризмом использовалась Вашингтоном и Парижем как предлог с целью усилить своё присутствие в этой части Африки.
Иностранные войска в Нигере
После того, как Франция решила покинуть Мали, где безуспешно боролась с терроризмом с 2013 года (а на самом деле поддерживала раскол страны, помогая различным местным группировкам и разрабатывая месторождения золота), этот контингент был выведен в Нигер. Сейчас там находится до полутора тысяч французских военных.
В Нигере присутствуют также войска США: 800 человек, в основном спецназовцы и обслуживающий персонал базы ВВС 201 в районе города Адагез. База расположена в центре района добычи урана и способна принимать тяжёлые военно-транспортные самолёты. Через этот же регион традиционно идут пути наркотрафика и контрабанды золота.
Ранее выдвигались версии, что именно через Нигер в Ливию в Европу шла значительная часть наркотрафика из Латинской Америки, которому, предположительно, покровительствовали западные спецслужбы.
Также в Нигере присутствует 300 итальянских военных и 100 сотрудников военной миссии Европейского Союза.
Перспективы интервенции
Вооруженные силы Нигера, страны с населением 25 млн. человек, составляют лишь 5000 человек и неспособны противостоять в одиночку интервенции Франции, США и их союзников, если те решатся на вторжение, даже имеющимися силами. Используя возможности военно-транспортной авиации, французы и американцы могут быстро нарастить свои силы в регионе. Маловероятно, что Вашингтон и Париж откажутся от военного присутствия в Нигере.
1 августа Кристофер Муса, начальник Генштаба ВС Нигерии заявил, что его страна готова принять участие в военной интервенции в Нигер, если она будет согласована ЭКОВАС. Вооруженные силы Нигерии составляют 215 тысяч человек и способны без труда подавить 5 тысячную армию Нигера.
Нигерия — экономический и демографический лидер Западной Африки. Однако, это — бывшая колония Великобритании и член Содружества наций, которая традиционно находится в стороне от противоречий Франции и стран её зоны влияния в Африке. Ранее все интервенции в взбунтовавшиеся бывшие колонии Париж предпринимал самостоятельно. Возможное присоединение Нигерии к планируемой интервенции означает, что англосаксонские страны, Великобритания и США, рассматривают военный переворот в Нигере как угрозу своим интересам, а в контексте масштабного противостояния с Россией — как возможность резкого усиления позиций Москвы, которую союзники Франции по НАТО стремятся предотвратить. Побочным результатом такого вмешательства может быть усиление позиций США и Великобритании в Нигере и получение ещё одного рычага давления на французов.
Косвенным признаком намечающейся интервенции служит эвакуация граждан европейских государств и США из страны. Ключевым африканским союзником Франции в возможной интервенции может стать Чад. Республика Чад имеет одну из самых боеспособных армий в регионе, ориентированную на маневренную войну в пустыне, а правит там военная хунта под руководством друга Парижа Махамата Деби из воинственного народа загава. Однако пока Деби задействован как переговорщик с новым правительством.
Буркина-Фасо и Мали сами по себе, без поддержки России, не будут способны остановить интервенцию в Нигер, тем более что иностранные военные де-факто уже находятся в стране. Единственной силой, которая может реально помочь Нигеру, является Россия. Тем более, что после событий 24 июня у нее высвободилась значительная часть контрактников «ЧВК Вагнер», которые не участвуют в СВО и могли бы найти применение в Нигере: помочь нигерцам освободиться от колонизаторов, террористов, сетей международного криминала и навести порядок в стране.
В контексте глобального противостояния с Западом Нигер — болевая точка, где можно добиться результатов крайне малыми силами, и контингент военных в пару тысяч человек может сыграть решающую роль.