Найти в Дзене

Итоговый проект в 9 и 11 классах - как делать?

Оглавление
Источник -  ru.freepic.com by pikisuperstar
Источник - ru.freepic.com by pikisuperstar

С недавних пор в российских школах нововведение - теперь в школьной программе с 9-11 классы появляется Итоговый проект, который делают в течение учебного года и защищают в конце. В этой статье я напишу про критерии выполнения, сроки, правила работы и опишу свой опыт сдачи этого проекта в 9 и 11 классах.

Приятного чтения!

0. Зачем нужен итоговый проект?

Если вкратце - итоговый проект это тренировка перед учебной жизнью в университете, все критерии и формат защиты в общем совпадает с этим уровнем (по крайней мере стараются). Согласно различным источникам, количество старшеклассников, идущих в колледжи, а не в ВУЗы колеблется от 50% до 63%, поэтому вероятно, что итоговый проект может заинтересовать школьника реализовываться в науке и поступить в институт (лично мой наивный домысел) и заранее узнать каким образом обстоит работа в стенах ВУЗа. Так же это возможность подробнее разобраться в том, что ему интересно на научном уровне. Ученик должен выбрать научного руководителя - педагога по соответствующему его проекту предмету.

Оценка и тема итогового проекта идёт в аттестат!

1. Грамотный выбор темы

Тема итогового проекта должна быть актуальной и суженной по временным, географическим или иным критериям.

Примеры грамотных тем для итогового проекта (некоторые из них были успешно защищены при мне):

Особенности перевода зарубежных киноафиш

Применение нейросетей в медицине

Гжельное ремесло в 2010-2030 г.г. в России: ошибки и перспективы

Новаторские косметологические исследования в странах европейского союза в 2015-2025 г.г.

Проблема мошенничества на рынке труда психологов в России в 2020-2024 г.г.

Управление эффективностью в футболе

Детские лагеря и санатории как образовательные площадки

Тенденции в городской архитектуре в странах 3-го мира начиная с 2010-х годов

Перестроечное кино 1985-1991 г.г. как пример романтизма и свободы слова в отечественном кинематографе. (тема моего проекта)

Таким образом, самый правильный подход к выбору темы это выбрать интересную для себя самого и сузить по нужным критериям. Однако, работу по выбранной теме нужно размещать в жесткие рамки - найти и гипотезу, и задачи, и актуальность и многое другое (см. далее).

Работа должна быть актуальной для своего времени. Работы типа "Искусственный интеллект", "Проблемы зависимости подростков от компьютерных игр", "Вред косметики" и т.п. не подойдут, так как они были в тренде научной среды аж прошлого века, а в российских школах были на повестке ещё в 00-е, сам помню скучноватые стенды в школе и социальную рекламу в электричках ещё в 2011-2012. В 9 классе обычно к проекту относятся менее серьёзно и может быть, подобное пропустят, но не понимаю, почему не сделать сразу хорошо хотя бы для себя?..

2. Правила оформления работы

Для письменной работы: Кегль (размер текста) 14, для таблиц 12, для сносок (про них чуть позже) подойдёт 10, шрифт только Times New Roman и весть текст чёрного цвета. Выравнивание по ширине у всего текста, все иллюстрации и таблицы должны нумероваться по схеме №главы.№параграфа.№рисунка, то есть таблица 1 во втором параграфе из 3 главы подписываем как 3.2.1

Рисунки и диаграммы нумеруются отдельно, в своей работе я их размещал в самом конце в приложении, так, на мой взгляд, удобнее и правилами дозволяется.

Абзацный отступ по всему тексту (кроме таблиц) - 1,25 см или 1,27 см - он выставляется в Word во вкладке "Главная" в подвкладке "Абзац".

Уровень текста - основной текст, поля листа обычные. Межстрочный интервал в 1,5. Для этих настроек выделяйте сразу весь текст работы.

Структура

Проект состоит из письменной научной работы, презентации и продукта исследования. В работе должны в хронологии идти введение - актуальность работы - цели - задачи - объект - предмет - гипотеза - методы - структура исследования. В конце заключение (вывод) + список источников.

Пояснения:

1. Введение - своего рода предисловие

2. Актуальность - пояснение, почему исследование на данную тему важно. В мире сейчас что-то меняется/изменилось/становится популярно в интернете и СМИ, в моде/есть перспективы для развития и поэтому данное исследование важно, а продукт будет нести пользу.

3. Цели проектной работы - общий круг действий, который школьник собирается проделать в ходе исследования (изучить и создать какой-то продукт)

4. Задачи проектной работы - более детальный алгоритм исследования - рассмотреть, проанализировать, провести опрос, изучить, протестировать и т.п.

5. Объект проектной работы - сама тема как явление (архитектура Мумбаи, отечественный кинематограф, косметологические компании и т.п.)

6. Предмет проектной работы - научная область темы (урбанистика, кинематограф, косметология и т.п.)

7. Гипотеза - мысль, которая управляет исследованием, это вопрос, который можно опровергнуть или подтвердить работой. Пример - "Среднеэтажная застройка является наиболее комфортным решением для городских жителей г. Мумбаи", "Методы косметологических исследований становятся более щадящими по отношению к животным, поэтому нет необходимости их запрещать", "Кинофильмы стиля Нуар имеют шанс на успех у современных зрителей".

8. Методы исследования - анализ литературы по теме, сравнение, наблюдение, дискуссия, беседа, моделирование, тестирование и др. действия, выполняемые в процессе работы.

9. Структура исследования - "работа состоит из введения, теоретических и практических глав по 2 и 4 абзаца соответственно...заключения, списка использованных источников и 1 приложения"

В самом же начале - титульный лист по образцу (уточнить в вашей школе) и Оглавление на следующем листе.

Так выглядел мой титульный лист - текст снизу - рецензия педагога - научного руководителя допускается в письменном виде с подписью
Так выглядел мой титульный лист - текст снизу - рецензия педагога - научного руководителя допускается в письменном виде с подписью

Итоговый проект не сочиняется, всё исследование строится на цитируемых научных текстах, поэтому чтобы соблюдать требования оформления и не заниматься плагиатом важно указывать сноски (см. ниже).

сноски автоматически распределяются по счёту внизу страниц
сноски автоматически распределяются по счёту внизу страниц

Как написал выше, продукт должен быть обязательно. Он может быть в виде рекомендаций, методической разработки, афиши, изобретения (ну мало ли), чертежа, программы действий, цифрового объекта и т.п.

3. Источники для информации и программы для работы

Также в комплекте обязательно идёт презентация. В неё должно быть минимум текста(!), только диаграммы, иллюстрации, чертежи и другой визуал с подписями или например цитатами. Презентация это визуализация проекта, поэтому важно её сделать лаконичной, читаемой и красивой. Если есть лишнее время, то попробуйте работу с анимацией. Её можно создавать либо вручную в PowerPoint, либо по шаблону, как в Visme - конструкторе анимированных презентаций, откуда можно будет скачать снова в PW. А можно просто сделать красивую презентацию, лишь соблюдая читаемость и сочетания цветов (см. ниже).

-4

Иллюстрации и элементы декора ищите в Pinterest, а для картинок на белом фоне в PW я часто использую "удалить фон" так получается создать png картинку. На моей странице в Pinterest подобных штук сохранено очень много, можете заглянуть и сохранить себе что-то при желании.

Писать научную работу проще всего в Word, но в случае его отсутствия есть Google Documents, с наиболее похожим интерфейсом.

Для самого текста работы используйте сайт Киберленинка - там собраны научные публикации российских учёных, журналистов, студентов на самые узкие темы. Для использования иностранной литературы и научных работ со всего мира используйте Гугл Академию, ведь это возможность построить свою работу ссылаясь на работы из Оксфорда, Кембриджа или РАН.

4. Примеры чужих ошибок в итоговом проекте

К слову, если эта статья полезна, подпишитесь на канал и нажмите лайк, так её сможет прочитать больше людей.🫂

1. Неудачной выбор темы - она неактуальна, слишком широкая по смыслу или она ненаучна. "Футбол", "Астрологический прогноз", "Польза и вред компьютерных игр", "Законные права и обязанности подростков", "Как сшить слюнявчик своими руками".

2. Несоответствие критериям или они раскрыты не так, как должны (см. "Структура" во 2 части статьи).

3. Тема раскрыта неполностью.

4. Допущены фактические ошибки в работе, противоречия самому себе.

5. Неграмотное оформление - мне запомнилась презентация, в которой были буквы красного цвета на фиолетовом фоне... жесть.

6. Неумелое представление - обычно просят уложиться в пять минут, включая время, когда ученик отвечает на вопросы. Не давайте комиссии зевать)

5. Критерии оценивания работы

Скажу сразу, количество баллов почему-то в разных школах считается по разному, по итогу они всё равно переводятся в оценку по нашей 5-бальной шкале.

❗Как именно проходит процесс защиты проекта и как его успешно пройти рассказал в статье Итоговый проект - как защищать?

По каждому из 5 критериев член комиссия даёт от 0 до 5 баллов:

К-1 – Раскрытие темы научно-исследовательской работы

К-2 – Цель, задачи, гипотеза работы

К-3 –Теоретическая часть исследования

К-4 – Практическая часть

К-5 – Оформление проектной работы, выступление на защите

Критерии выставления итоговой оценки:

«Неудовлетворительно» - от 0 баллов до 60 баллов = 2 (не сдача)

«Удовлетворительно» - от 61 балла до 120 баллов = 3

«Хорошо» - от 121 балла до 140 баллов = 4

«Отлично» - от 141 балла до 150 баллов = 5

Всем удачи! 🫶

P.S. Последнее время алгоритмы Дзен работают так, что это единственная статья моего канала, получающая просмотры. Но у меня припасено еще много статей про наши школы, образование и педагогику и они тоже стоят вашего внимания. Жду всех на канале, спасибо за поддержку)

О чём этот канал?