Не в смысле, что постоянно оставаться на второй год. А в смысле не бояться нового, сохранять гибкость и успевать за бешено меняющейся жизнью. Необязательно для этого снова отправляться в университеты: возможности поучиться и покреативить находятся каждый день. Надо только знать, куда смотреть.
— Задавать вопросы
По-детски, непредвзято. Любознательность помогает проникать в суть вещей и видеть их с другой стороны, а возможно, даже менять устоявшиеся представления. Во взрослом возрасте это даётся уже не так хорошо, как в детстве: уже школьники задают в разы меньше вопросов, чем детсадовцы (1). Логично, что после всех лет образования и работы стремление сомневаться и вовсе пропадает. Но всё же задавать вопрос за вопросом, пускай они глупые и наивные на первый взгляд, — прямой путь к удовольствию от открытия нового, а это хорошее подкрепление для мотивации.
— Работать вдолгую
Да, кто-то с пелёнок занимается одним и тем же, а теперь — сверхуспешен в своей сфере. Поэтому нам кажется, что надо было начинать еще позавчера, если стремишься добиться хоть чего-то. Но слава XXI веку, сейчас всё меняется с такой скоростью, что регулярно появляются новые ниши, которые можно занять в любой момент. А предыдущий опыт и навыки — это возможность слепить из себя совершенно уникального профессионала. Другое дело, осознаешь ли ты, какие из твоих сильных сторон и умений универсальны. Тоже повод для вопросов
— Смешивать и взбалтывать
Учиться становится скучно, когда всё ощущается знакомым и новизна пропадает. Решение — бросить себе вызов и зайти с необычной стороны. Есть убеждение, что не воспринимаешь на слух? Вперёд слушать аудиолекции и подкасты. То же самое с предметом изучения: возможно, иностранные языки не давались в школе, но, может, сейчас пора попробовать? Теперь ты наверняка знаешь больше подходов и сможешь выйти за рамки конспектов и зубрения словариков, а потом найдёшь полезное, жизненное применение языку и интересные способы изучать его на практике или в связке с хобби. Забудь про ограничения и как “положено”! Мешай любой образовательный коктейль.
— Пробовать без обязательств
Вот это, мне кажется, очень распространённая штука. Кажется, что если уж браться, то абсолютно серьёзно. Ходить в зал — значит купить годовой абонемент, а сменить специальность — значит заново учиться в университете. Понятно, что страшновато в такое впрягаться. Но есть ведь миллион вариантов попроще! Пробные занятия, мини-курсы, марафоны на освоение базы… Всё это можно смело пробовать на вкус и без сожаления переходить от одного к другому в поисках “своего” варианта. Вот раньше физическая активность за пределами прогулок и случайных покатушек на сноуборде не вызывала у меня восторга. Но активный поиск доказал, что у меня просто правильного подхода не было. Главное — ставить под сомнения собственные убеждения (см. пункт 1).
А как у тебя с обучением во взрослой жизни? Считаешь это в принципе важным или всё и так хорошо работает?
— — — — —
1) Engel, S. (2015). The hungry mind: The origins of curiosity in childhood. Cambridge, MA: Harvard University Press.