Первоначально предполагалось заложить крепость в этом месте в 1708 году, но помещало Булавинское восстание. Царь Петр Первый планировал использовать ее в качестве важного форпоста на юге страны, прикрывающего уже став крупным центром Воронеж, а также перевести сюда верфь из Воронежа, в котором река мелелела и ежегодные мероприятия по увеличению глубины русла не помогали. Для строительства крепости были направлены 3 тысячи шведов, взятых в плен под Полтавой. Верфь была расположена в устье реки Осередь, образующей в этом месте широкий затон, по ширине сравнимой с Доном. На самом Дону в это время было интенсивное судоходство.
Источник: А.А. Локтев, О.С. Локтева «Памятники истории и архитектуры города Павловска»
На фото - река Осередь. Павловск.
Воронеж еще в XVII веке имел значение крупного кораблестроительного центра. После покорения Азова в 1700 году в Воронеже был учрежден адмиралтейский приказ, который должен был обеспечить строительство судов для русского флота. К нему были приписаны 11 городов Белгородского полка – Коротояк, Костенск, Орлово, Усмань, Белоколодск, Доброе, Сокальск и другие. Здесь, 19 ноября 1698 года на Воронежской Адмиралтейской верфи, был заложен первый «государев корабль» - шестидесятипушечный линкор «Гото Предестинация» («Божье предвидение»), спущенный на воду 27 апреля 1700 года. Ежегодно увеличивался Азовский флот. Понятно, что умения, навыки, впрочем, как и простая физическая сила военнопленных могла быть использована как в кораблестроении, так и в ходе работ по сооружению пяти новых доков и земляных укреплений вокруг адмиралтейства, которые длились с июня до глубокой осени 1705 года. Интересно, что, по мнению историка С.И. Елагина, провод линкора «Гото предестинация» от Воронежа в Азов в конце февраля 1708 года был осуществлен шведом Кристианом Отто, причем значительная часть экипажа состояла из пленных шведов [67].
Со вступлением Карла XII в Украину в начал 1709 года появились слухи о его намерении идти к Воронежу. 5 февраля Петр I в письме Апраксину из Ахтырки писал о такой возможности, и рекомендовал «…чтоб и все корабли спустить и свесть в Тавров, для лучшего бережения» [68]. По обыкновенной для действий Петра в таких случаях практике перевода контингента военнопленных в другие места при угрозе нападения, в феврале-марте 1709 года шведские военнопленные были переведены из Воронежа на юго-восток к месту впадения реки Осередь в Дон, где было начато строительство корабельной верфи и крепости «Осеред». В 1707 году обер-комендантом в Воронеж был назначен раненый под Нарвой капитан Семеновского полка, ближний стольник Степан Андреевич Колычев (ок. 1660-1735). В 1708—1717 г. он состоял вице-губернатором воронежским и азовским, заведовал здесь корабельными, крепостными и городовыми делами; Петр Великий был очень к нему расположен и в 1709 года, после Полтавской баталии, не только известил его об этом событии собственноручным письмом от 9 июля, но еще и прислал ему при этом случае почетную шпагу. 10 июля Петр I из самой Полтавы писал Степану Андреевичу Колычеву: «Шведов отсель из армии послано будет на Коротояк 3000 и на оных заранее приготовить там провианту. А когда на Среде (крепость Осеред – прим. А.П.) крепость зачнетца, тогда их взять туда для работы. Того для надобно заранее прислать чертеж к полковнику месту, где быть на Середе городу, и начертить фортецыю, как ей быть»[69]. Из письма № 3317 от 14 июля С. А. Колычеву, мы узнаем, что три тысячи шведов уже выдвинулись из Полтавы в Коротояк в сопровождении полковника Нелидова: « А как поспеет на Середе работа, тогда б их послать туда на работу» .