Татьяна Полякова для меня писатель неоднозначный. Меня нисколько не смущает жанр иронического, авантюрного детектива: люблю творчество Татьяны Устиновой, например. Однако в произведениях Татьяны Поляковой, на мой взгляд, странная мораль и неоднозначные финалы.
Взять, к примеру, "Сжигая за собой мосты". Не буду спойлерить, но люди, читавшие эту книгу: у меня одной было гаденькое чувство в финале? Да, я старомодная, я за мораль и за положительных героев. Тем не менее крест на ее произведениях я не ставила и, так уж вышло, видела абсолютно все экранизации её книг, существующие на сегодняшний день. Сразу отмечу, что многие из них сняты по мотивам и порой изменения существенны.
1. "Тонкая штучка" (1999).
Учитель английского языка Юлия Михайловна (Александра Захарова) живет на первом этаже в первом подъезде в, забавно, первой квартире. Поэтому она не удивляется неиссякающему потоку посетителей по разнообразным вопросам.
Самое начало летних каникул. Юлия готовится к застолью с подружками и в суматохе открывает дверь незнакомому мужчине, который оказывается сильно раненным братом криминального авторитета Павла (Игорь Бочкин). Незнакомец в реанимации, а к Юле заявляется Павел со своей свитой на разборки. Придется теперь училке выкручиваться, чтобы выжить, находясь в самом эпицентре разборок разных ОПГ. Кто же подстрелил мужчину и что потерпевший делал на пороге Юлии?
Это ироничная комедия о 90-х, главное достоинство которой несерьезное отношение к себе и звездный актерский состав: Александра Захарова, Дмитрий Певцов, Алика Смехова, Игорь Бочкин, Алексей Серебряков, Никита Джигурда, Илья Олейников, Андрей Смоляков, Сергей Лосев.
"Тонкая штучка" может и нелепа местами, устарела в плане тех же спецэффектов (из 2023 года смешно смотреть на погоню в туннеле, к примеру), но как зарисовка того времени - приятная вещь.
2. "Как бы не так" (2003).
Доктор Марина (Дина Корзун) спасает попавшего под обстрел "Старика" (Николай Чиндяйкин), криминального авторитета. "Старик" вез с собой чемодан, набитый деньгами, так называемый "общак". Спасенный авторитет с коллегами обнаруживают, что кто-то присвоил себе деньги из чемодана, главной подозреваемой становится ни в чем не повинная врач. И быть бы ей замученной, если бы неожиданно для всех за женщину не вступился немногословный "Лось" (Евгений Сидихин), приспешник "Старика".
И снова россыпь ныне известных актеров даже в крошечных ролях: Сергей Чонишвили, Михаил Горевой, Павел Деревянко, Сергей Юшкевич, Алексей Панин, Александр Робак. Однако на этот раз фильм не получился. Какой-то он неровный, нескладный, будто недоделанный. Местами забавно, местами странно. Ни уму ни сердцу.
3. "Строптивая мишень" (2004).
Дина (Наталия Антонова) волею судеб стала прикрытием для своего мужа Олега (Андрей Финягин), его нетрадиционных наклонностей и темных делишек. Эти самые темные делишки и стоили в итоге жизни Олегу, а Дина оказалась в смертельной опасности. Неожиданно в процессе бегства от бандитов в её машине обнаружился Алексей (Никита Тюнин), недавно вышедший из тюрьмы мужчина, убегающий от своих прошлых "друзей". Хитрая Дина решает использовать Алексея, чтобы выжить...
Этот 4-серийный сериал мне очень даже понравился. Атмосфера маленького провинциального городка, снова кастинг всем на зависть, хороший саундтрек («Сплин», «Звери», «Уматурман» и «Чичерина») и даже вступительные титры сделаны оригинально и талантливо. Не знаю, имел ли успех сериал в год выхода, но он реально качественно сделан, как композиционно, так и технически.
Самой большой загадкой после просмотра для меня стал тот факт, что Никита Тюнин, сыгравший главную роль, после этого сериала очень мало снимался в кино. Почему? Такая фактура, органично смотрится в кадре, типаж популярный, а полюбоваться негде. Очень жаль.
4. "Алмазы на десерт" (2006).
Юрий Владимирович (Александр Феклистов), для близких просто Ю.В., после отсидки по ложному обвинению с радостью принимает предложение бывшего одноклассника Павла Сергеевича (Юрий Беляев) поработать инженером на заводе. Однако это оказывается ловушкой: Павлу нужен свой человек, так как он наладил незаконный алмазный бизнес. Машину Ю.В. находят в реке, Ю.В. как бы мертв, доверенные ему алмазы пропали, Павлик в бешенстве. Все усложняет приезд Маши (Дарья Калмыкова), дочери Ю.В., на похороны отца...
Кое-как досмотрела этот 3-серийный сериал. Актеры почти все известные, но качество произведения не выдерживает никакой критики. Особенно раздражал отрицательный герой (не будем показывать пальцем) в финале, просто бездарно.
5. "Черта с два" (2009).
Саша (Анна Арланова) связывается не с тем мужчиной и остается без квартиры и без денег. В отместку, пытаясь вернуть свои кровные, Саша забирает у квартирного афериста некий диск. Диск с компрометирующей определенных людей информацией. С этого момента за Сашей начинается охота, а верным напарником художницы становится беспризорник Денис (Виктор Гладуш).
Перед нами плохо смонтированный, нестройный фильм с тем не менее приятным актерским дуэтом Арланова-Гладуш. Снова ничего особенного, еще и снято нарочито серо.
6. "Тень стрекозы" (2015).
Лана (Карина Разумовская) успешно работает журналисткой в Москве. Из родного города приходит неожиданное известие об убийстве Светланы, подруги юности. Лана едет на похороны и с головой погружается в расследование обстоятельств загадочной смерти подруги, некогда одержимой желанием подражать Лане во всем.
Неплохой 4-серийный детектив. Здесь должна отметить достаточно интересную тему желания подражать другому человеку. Желания, превращающегося в манию. Оригинально, да и главная героиня выгодно отличается от типичных для Поляковой, по крайней мере в сериале.
7. "Мавр сделал свое дело" (2016).
Ольга Ларина (Евгения Серебренникова) узнает, что является наследницей некоего Льва Костолевского (Валентин Смирнитский), человека обеспеченного и не самого приятного в общении, как позже станет известно. Ольга всю жизнь считала отцом другого человека. Известие о настоящем отце становится шоком. Героиня соглашается поехать в дом усопшего на оглашение завещания не столько ради наживы, сколько из любопытства.
По завещанию растерянная Ольга получает большую часть капиталов и имущества, что бесит других наследников, племянников и племянниц покойного. В любом случае все они должны провести 3 ночи в особняке, чтобы получить отписанное наследство. В первую же ночь погибает при загадочных обстоятельствах одна из племянниц. Кто-то хочет оттяпать кусочек побольше, физически устранив остальных претендентов?
Стандартный 4-серийный детектив. Прохор Дубравин отыгрывает принца на белом коне, защитника и героя. Второстепенные актеры местами переигрывают. Главная героиня какая-то малохольная, но что поделать, если роль такая?
8. "Выйти замуж любой ценой" (2016).
Ирина (Наталья Земцова) собирается замуж за Юру (Святослав Астрамович). Казалось бы, все уже решено, но как-то утром после веселья с друзьями она... просыпается в чужой квартире с неизвестным, но очень привлекательным мужчиной (Артём Осипов). Однако это полбеды: в квартире обнаруживается труп...
Стандартная длина в 4 серии. Приятные актеры в ведущих ролях, химия и юмор присутствуют, сам сериал не относится к себе серьезно, делая необходимый крен в легкую мелодраму. Возможно именно поэтому его так приятно смотреть по случаю.
9. "Барышня и Хулиган" (2017).
На пороге Ирины (Анастасия Савосина), учительницы французского языка, появляется её сестра, Настя (Наталия Быстрова). Настя просит сестру, похожую на нее внешне и противоположную внутренне, на пару дней занять её место. Пожить в доме и походить на работу, чтобы прикрыть Настю от происков ревнивой соперницы.
Просьба странная, но безотказная Ирина соглашается. Побыв денёк в шкуре сестры и ошалев от такого внимания к своей скромной персоне уставшая Ира пьет снотворное и ложится спать, а утром обнаруживает труп в гараже и незнакомого мужчину в доме. Мужчина называется мужем Насти, Михаилом (Дмитрий Исаев), о котором Ира никогда не слышала. Что вообще Ира знает о своей сестре?
Снова 4 серии. Приятный актерский дуэт Исаев-Савосина компенсирует огрехи сериала. Особенно мне нравится Савосина, которая привносит какую-то мягкость в образ своей героини, благодаря которой Ирина нравится. Далеко не каждая актриса может сыграть наивную, доверчивую героиню, не играя дурочку.
10. "Сжигая за собой мосты" (2020).
Анна (Анна Нахапетова) должна встретиться со своим отцом Александром (Артур Ваха), который хочет поделиться с дочерью какой-то информацией о семейной истории. Исторические изыскания в последнее время страстное увлечение бизнесмена.
Но в назначенное время Анна находит отца мертвым в гостиничном номере. Отправляясь на похороны в Калининград к мачехе и сводной сестре Анна рассчитывает разобраться в семейных тайнах и секретах прошлого.
4 серии, симпатичные виды Калининграда, но абсолютно безжизненная пара актеров на главных ролях. Особенно Анна Нахапетова неприятно удивила. Когда главные герои "не работают", не работает вообще ничего в фильме.
Возможно, создателям стоило поменять местами актрис? Актрису, играющую бабушку героини в молодости, Валентину Гарцуеву, стоило поставить на ведущую роль?
Отмечу одну интересную деталь. Если у Устиновой главные мужские персонажи как правило успешные и законопослушные мужчины, то у Поляковой многие герои из подборки - сидельцы.
Если бы мне было нужно выбрать из подборки только один пункт, я бы выбрала "Строптивую мишень". В этом топ-10 есть симпатичные детективы, но они стандартны. А вот "Строптивая мишень" - нет, этот сериал создатели пытались сделать чем-то большим. Рекомендую.
А Вам нравится творчество Татьяны Поляковой? Есть экранизация, которая полюбилась?
Спасибо за внимание.