Найти тему
Minsknews.by

Его грузоподъемность 450 т. Как производят самый большой в мире суперсамосвал БЕЛАЗ

Самый большой в мире карьерный сверхтяжелый суперсамосвал производит БЕЛАЗ. Его масса вместе с грузом сопоставима с весом сотни африканских слонов. Едем в Жодино знакомиться с гигантом белорусского машиностроения. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

У Жодино многовековая история. Впервые он упоминается как Богуслав Поле в инвентарном списке имения Смолевичи в 1643 году. Использовался и другой топоним — Жодинская Слобода (по названию реки Жодинки). Статус города присвоен в 1963-м. Проезжаем по улицам. Высотки, зеленые зоны, многочисленные объекты торговли и соцкультбыта. Самое старое здание — православная часовня второй половины XIX столетия. Внимание привлекает исторический комплекс «Богуслав Поле», в котором воссоздан быт средневековой деревни с сельским подворьем, деревянными постройками, колодцем, водяной мельницей. А вот возведенная в начале 2000-х на месте старой церковь Богородицы «Избавительницы» в сине-белых тонах. Еще один объект — новый храм святого Архангела Михаила. Необычного вида, в традициях церковного зодчества Русского Севера: прямоугольные срубы входа, притвора, молитвенного зала, двугранные щиты склонных крыш. Украшен иконой «Богоматерь жертв Чернобыля» авторства белорусского художника Алексея Марочкина, некоторое время жившего и работавшего в Жодино.

На проспекте Мира расположилась Аллея фонарей, на которой оригинальной световой площадкой представила себя каждая значимая для города организация. В населенном пункте живет около 64 тысяч человек. Действуют предприятия легкой и пищевой промышленности. Однако ведущей отраслью, безусловно, стало машиностроение.

Жодинский феномен

-2

Въезжаем на Белорусский автомобильный завод. Площадь его территории — 1,68 км². Это вам не какой-нибудь фабричный дворик, а настоящий город в городе! Чтобы перейти от одного корпуса к другому, иной раз требуется до 30–40 минут. По расписанию ходит заводской транспорт, обозначены остановки, дорожная разметка, действуют светофоры.

— ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГа» — крупнейший мировой производитель карьерных самосвалов и транспортного оборудования для горнодобывающей и строительной промышленности, — вводит в курс дела специалист предприятия Марина Бутор. — Наша продукция известна как одна из самых надежных в мире для работы в карьерах по добыче полезных ископаемых. География экспорта включает более 80 стран.

Экспозиция

Первая точка — музей истории БЕЛАЗа. Машиностроительный завод сдан в эксплуатацию в 1948-м. Сначала выпускал торфяное оборудование, затем — дорожную и мелиоративную технику. Позже переименован в Белорусский автомобильный завод.

В 1958-м с его конвейера сошел первый самосвал — МАЗ-525. Почему с таким названием? Разработали его на Минском автозаводе.

А уже через год на свет появился БЕЛАЗ-540, способный возить грузы до 27 т. Следом выпускались машины на 40, 80, 120 т… За 75 лет существования предприятия грузоподъемность желтых супергрузовиков выросла до 450 т. Они стали незаменимы при добыче твердых полезных ископаемых в условиях сурового климата и бездорожья. Собирали золотые медали на международных выставках.

-3

В музее представлена фотогалерея трудовых будней, этапов строительства, модернизации и современной деятельности завода. В ряд выстроились похожие на детские игрушки мини-копии продукции, которую выпускали от начала работы компании и до наших дней. Видим многочисленные погрузчики, бульдозеры, машины для подземных работ, грузовые железнодорожные вагоны, самосвалы для горных выработок, сверхтяжелую технику… Не могу пройти мимо экспоната под названием «конструкторская скамейка». Говорят, сидя на ней, можно загадывать желания и даже получать из космоса новаторские идеи. Ну-ка, попробуем. Присаживаюсь, настраиваюсь, жду… Увы, воскликнуть «Эврика!» пока не суждено.

Сборка

С трепетом в душе вхожу в цех тяжелой техники — сердце БЕЛАЗа. Время нерабочее, поэтому тихо. В ряд стоят «полуфабрикаты» будущих гигантов. Одни почти готовы, другие вообще не похожи на самосвалы. Собирают их без конвейера, стапельным способом. Раму ставят на подпорки (стапели), к ней подвозят и пристыковывают нужные комплектующие. Многие из них изготавливают здесь же, на предприятии, что экономит время и избавляет от лишних трат на дорогостоящий импорт. Из цеха выезжает уже готовая к испытаниям машина. Однако из-за огромных габаритов продукцию экспортируют в разобранном виде. На месте собирают белорусские специалисты.

-4

— Самосвалы красят только в желтый цвет? — интересуюсь у гида.

— Бывают исключения. По желанию заказчика из южноафриканской страны технику окрасили белой краской, чтобы меньше припекало солнце.

Мечты сбываются

Выходим на демонстрационную площадку, где стоят самые популярные модели. Невероятными размерами выделяется БЕЛАЗ-75711 — самый большой в мире карьерный сверхтяжелый суперсамосвал, заявленная грузоподъемность которого 450 т (хотя в реальности, как показали испытания, даже больше). С двумя дизельными двигателями, электрогенераторами и мотор-колесами. Подхожу ближе. На фоне гиганта чувствую себя букашкой. Взбираюсь по лестнице к кабине. Вопреки ожиданиям, она небольшая. Оснащена сиденьем с регулировкой, климат-контролем, аудиосистемой. Есть круговой видеообзор, радары, реагирующие на человека. На заводе такие машины делают только под заказ. И уже задумываются о новой модели грузоподъемностью до 550 т. Пока это лишь мечта конструкторов, ведь шин, способных выдержать подобную нагрузку, еще не существует. Но у БЕЛАЗа все впереди. Несмотря на санкционное давление, завод по-прежнему ориентирован на инновации, динамично развивает и наращивает экспорт, импортозамещение, производство беспилотной техники, собственное IT-направление.

Справочно

БЕЛАЗ выпускает около 80 моделей карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 450 т и более 15 видов специальной техники.

В текущем году Белорусскому автомобильному заводу исполняется 75 лет. В честь этой даты все карьерные самосвалы, выпущенные в 2023-м, маркируются соответствующим логотипом.

Фото автора и из архива ОАО «БЕЛАЗ»

Смотрите также: