Найти тему
Чердак Умной Эльзы

"Улыбка-68": дачники, курортники и прочие туристы на страницах журнала "Крокодил"

Начнем воскресенье с улыбки - над чем смеялись 55 лет назад, летом 1968 года? Будем вместе листать спецвыпуск - "Бремя летних отпусков"!

Сразу с обложки ясно, кто как отдыхает...

"Крокодил", 1968, №16
"Крокодил", 1968, №16

Идет летом мощное переселение народа: городские едут в деревню, в лес и на море, южане от моря рвутся в столицу нашей родины - Москву...

Свое отношение к приезжим местные жители выражают определенно и коротко: дачники. Тут уж нет ни профессий, ни рангов. Будь ты лингвист или токарь, профессор или генерал,— тебя заклеймили коротким словом «дачник», и носить тебе это клеймо до конца отпуска.
Настоящие дачники, то есть владельцы дач, в это время либо вывешивают на заборах многочисленные объявления «Сдается дача», либо трясутся в электричках с авоськами, трескающимися от полноты.
В. Солоухин. "Чем отличается лето от зимы?" "Крокодил", 1968г.

Вот они, "дорогие дачники"!

Сезонные переселенцы. Рис. Ю. Узбякова. "Крокодил", 1968, №16
Сезонные переселенцы. Рис. Ю. Узбякова. "Крокодил", 1968, №16

Кстати, определимся в терминах - "Крокодил" заботливо предлагает нам словарик "Путешествие от А до Я", составленное С. Марковым:

Походы - дело увлекательное. Но вся прелесть в возвращении, когда натруженные ноги гудят, а рассказы о путешествии так и просятся на язык!

 - Сегодня мы чествуем участников многодневного многокилометрового похода... Рис. Б. Савкова "Крокодил", 1968, №16
- Сегодня мы чествуем участников многодневного многокилометрового похода... Рис. Б. Савкова "Крокодил", 1968, №16

Только не вздумайте путешествовать по стране автостопом! При том, что автостоп был официально введен в СССР как способ туризма - с маршрутными книжками, официальными расценками, с поощрением водителей, которые подвозили бы автостопов - так именовались туристы, пользующиеся этим способом передвижения. Такие книжки, подразумевалось, будут продаваться запросто в киосках Союзпечати. Только вот Москве не повезло - печалились в фельетоне "Тайна Садового кольца" путешественники:

Дело в том, что это всего лишь рукописи книжек . Их надо отвезти в типографию и красиво напечатать. Но сделать это мы не можем, потому что еще прошлым летом бесследно исчез один милиционер — сотрудник Московской областной автоинспекции.
— А никуда он не исчез,— сказал мне в своем кабинете, расположенном в восточной части Садового кольца, начальник Московской областной автоинспекции В. Л . Резников.— Целехонек он. Просто Московский совет по туризму прислал нам письмо с просьбой направить нашего представителя в оргкомитет московского «Автостопа», а мы им не ответили.

Вот и всё. И поехали герои фельетона на поезде за маршрутной книжкой в Киев...

А вы представляете, как тяжело приходилось туристам раньше?! Когда о мобильной связи и компактных радиотелефонах мечтали только влюбленные в науку физики да писатели научной фантастики?

 - Её отпустили с условием, что она будет каждый вечер звонить домой... Рис. А. Цветкова "Крокодил", 1968, №16
- Её отпустили с условием, что она будет каждый вечер звонить домой... Рис. А. Цветкова "Крокодил", 1968, №16

Увы, типичный отрицательный образ "туриста" - шумное человекообразное с гитарой и транзистором...

Да ещё и безжалостно уродующее природу...

 - А однажды в лесу были туристы, которые деревья не рубили, костры не жгли, бутылки не бросали и даже убрали за собой мусор.. Рис. А. Каневского.
- А однажды в лесу были туристы, которые деревья не рубили, костры не жгли, бутылки не бросали и даже убрали за собой мусор.. Рис. А. Каневского.

На самом деле настоящему туристу было несладко - с экипировкой были большие проблемы...

Mы, конечно, знали, что о туристах, отдыхающих «дикарях» и прочих путешествующих и плавающих заботится тридцать министерств, комитетов, главков и разных обществ.
Министерство промышленности стройматериалов —термосы. Министерство автомобильной промышленности — велосипеды. Кто обеспечивает нас палатками? Министерство общего машиностроения. Химическая промышленность дает нам средство от гнусов и комаров. Легкая промышленность снабжает гамаками. Солидные гаранты!
А. Карасев, С. Ревзин, Е. Цугулиева. "Сборы в дорогу..."

Но в спорттоварах о спальных мешках и надувных матрасах отродясь не слыхали, в отделе обуви выяснилось, что кеды в Москве выпускает один-единственный завод, и при потребности 20 миллионов пар завод выпускает всего-то 1 миллион 580 тысяч пар... Дефицит! В продаже. конечно, были коньки, лыжи и шайбы, но покупателей они почему-то не обрадовали...

В отделе охоты и рыболовства были крючки, но не было удилищ. Лодок тоже не было.

В универмаге не повезло с термосами, спиртовками, рюкзаками и гамаками...

В общем, туристское снаряжение - лишь мираж..

Мираж. Рис. Ю. Андреева. "Крокодил", 1968, №16
Мираж. Рис. Ю. Андреева. "Крокодил", 1968, №16

И даже на лодочной станции не найти хорошую лодку:

Торжественное открытие лодочной станции. Рис. Г. Огородникова "Крокодил", 1968, №16
Торжественное открытие лодочной станции. Рис. Г. Огородникова "Крокодил", 1968, №16

Ох, хотелось о веселом, а получилось что-то не очень весело... С туризмом по родному краю у нас было куда хуже, чем с освоением Арктики Антарктики и ближнего (пока что) космоса... И как ни критиковали журналисты наши далеко не отдельные недостатки, многочисленные министерства и в ус не дули.

Преимущество моды. Рис. Вл. Добровольского. "Крокодил", 1968г., №16
Преимущество моды. Рис. Вл. Добровольского. "Крокодил", 1968г., №16

И всё же люди путешествовали - по профсоюзным путевкам, дикарями, по маршрутам туристических клубов. И была в том и романтика, и праздник открытия новых дорог, и удивление красоте русской старины, и сладкое ничегонеделание на пляже.

Всем хорошего и комфортного отдыха в удовольствие!

Искренне ваша, Умная Эльза.