В 1938 году из-за нацистского режима и антисемитских настроений, когда Австрия присоединилась к Германии, а нацисты уже начали сжигать книги психоаналитика, Зигмунду Фрейду пришлось срочно покинуть Австрию, где он провел всю свою жизнь, и перебраться в Англию. Перевезти удалось младшую дочь Анну, жену Марту, ее сестру Минну, помощницу по дому и большую часть мебели, книг и предметов обстановки из Вены.
Спустя совсем короткий промежуток времени в Лондон также переехали трое детей Зигмунда и Марты и поселились неподалеку. Четверым сестрам Фрейда сбежать не удалось. В 1942-1943 годах они погибли в концлагерях.
Снаружи здание музея ничем не выделяется: это обычный дом, расположенный на жилой улице среди десятков себе подобных.
При входе бросается в глаза невообразимое количество антикварных скульптур. Фрейд интересовался историей и археологией, его личная коллекция насчитывает более 2500 скульптур. Особенно Зигмунда интересовала Древняя Греция, в юности он даже вел на древнегреческом языке дневник.
Интересно, что античные фигуры расположены в рабочих зонах, а не в комнатах, скрытых от глаз посетителей и клиентов. Фрейд сравнивал археологию с психоанализом, считая, что и там, и там, главное – копнуть глубже.
Дом, в котором жил Фрейд
На момент переезда Зигмунду было 82 года, он был уже пожилым, ослабленным онкологией человеком. Через год его не стало: боли были настолько сильными, что помогал только морфий. В один день, по настоянию больного, лечащий врач ввел достаточную для прерывания жизни дозу. Так что, правильнее было бы сказать, дом, где умер Фрейд. Однако, последний год был очень насыщенным: Зигмунд продолжал принимать клиентов и работать над написанием книг и статей.
Только переступив порог своего нового дома в первый раз, Фрейд вздохнул с облегчением: наконец-то он свободен говорить и поступать так, как хочет или как должен, повинуясь своему долгу психоаналитика. Он больше не является интеллектуальным врагом и может не бояться преследования. Фрейд был поражен простором дома: привыкший жить на первом и цокольном этажах в Вене, он считал его слишком роскошным.
Рабочий кабинет
При переезде семья старалась как можно более точно воссоздать обстановку старого дома, который был в Вене. В центре кабинета расположен массивный стол, весь он уставлен античными статуэтками. Фрейд предпочитал работать, глядя на них. Стул был выполнен на заказ, так как психоаналитик любил читать, закинув ногу на подлокотник.
Каждый предмет интерьера в комнате имеет свою историю. Наиболее интересный – кушетка. Это один из самых узнаваемых предметов мебели в мире. На ней в разное время располагались клиенты психоаналитика, которых насчитывается более пятисот. Сам же Фрейд во время сеансов сидел в зеленом кресле, расположенным у изголовья кушетки. Так, чтобы пациенты его не видели. Из-за болезни он не был способен проводить восемь часов в день на ногах.
Типичный психоаналитик нам обычно представляется с блокнотом в руках. Однако, Фрейд не делал заметок, считая, что это только отвлекает от сути проблемы. Он только слушал.
Лестничный пролет
На просторном лестничном пролете расположены два кресла и стол. Здесь, глядя в окно, любили за вязанием проводить время жена Фрейда, Марта, и ее сестра Минна. Дочь Фрейда, Анна, также будучи психоаналитиком, разделяла интерес родственниц к шитью, считая, что люди, которые работают с мышлением должны иметь креативное хобби и делать что-то руками для здорового баланса.
Второй этаж
В коридоре второго этажа висят два портрета Зигмунда Фрейда. Один – работа Фердинанда Шмутцера – подарен психоаналитику на 70-й день рождения и изображает его как мудрого и опытного профессионала. Он выполнен так, что кажется, будто Фрейд смотрит сквозь тебя; словно он внутренний родитель, который наказывает чаще, чем поощряет.
Второй портрет был выполнен Сальвадором Дали после того, как тот посетил Фрейда в 1938 году. Дали как сюрреалист увидел Зигмунда как источник вдохновения. Однако, последний не оценил портрет по достоинству, заявив, что если обычно в произведениях искусства он ищет черты бессознательного, то в работах сюрреалистов – черты сознательного. Сальвадор Дали приравнял подобное замечание к непониманию сюрреализма.
Комната Анны Фрейд
Анна была младшей из шести детей Фрейда и единственная, кто пошел по его стопам. Она родилась в 1895 году, и Фрейд говорил ей, что они одного возраста с психоанализом. Как младшая дочь в семье, Анна часто чувствовала себя заброшенной и в юности страдала расстройством пищевого поведения. К 18 годам Анна почувствовала интерес к психоанализу, хотя их взгляды с отцом расходились.
Анна Фрейд получила образование учительницы начальных классов, интересовалась развитием детей и стала одной из основательниц детского психоанализа. Она исследовала влияние войны на детей в семьях, где та забрала одного или обоих родителей и пришла к следующему выводу: дети были травмированы не столько самим фактом войны, как вынужденным разделением с родителями.
Сама Анна никогда не была замужем и не имела детей. Однако, добилась больших успехов в профессиональной деятельности и зарекомендовала себя как талантливую писательницу, лектора, психолога, психоаналитика и социального деятеля.
После смерти родителей Анна осталась в доме, и прожила там до конца своей жизни. Если ввести ее имя в интернете, то тот определит ее как выдающегося британского психолога и психоаналитика.
Комнаты дома
В доме еще остается несколько комнат, которые я не упомянула, включая обеденную зону и холл на первом этаже, спальню Зигмунда и Марты – на втором, и другие, однако обстановка там не сохранилась, а пространство отведено под выставочные экспонаты и комнату с экраном для трансляции видеозаписей из семейного архива.
В доме до сих пор царит невероятная атмосфера, передаваемая каждым предметом интерьера. Кажется, вот-вот войдет Зигмунд, достанет свои очки из шкафа, стоящего в Холле, наденет их и пригласит на кушетку. Живя в Англии и имея достаточно свободного времени, я просто не могла упустить шанс посетить этот музей.