Всем кто не то что профессионально изучает, но и просто интересуется историей Второй мировой известна дата 22 июня. Связана она не только с нападением гитлеровской Германии на нашу страну, но и заключенным годом ранее Компьенским перемирием между Францией и третьим рейхом.
По поводу первой чуть не написал – разгромленной. Однако такое определение вряд стало бы верным. Войска Третьей республики потерпели серьезное поражение в приграничном сражении, но говорить именно об их разгроме и его прямом следствии – дезорганизации и крушении фронта, в двадцатых числах июня было преждевременно.
Вопрос заключался в воле правящих кругов продолжать борьбу. Армия и флот готовы была сражаться. Об этом хватает свидетельств. Достаточно почитать «Последнюю бригаду» столь любимого в Советском Союзе Мориса Дрюона или воспоминания Ромена Гари.
Но маршал Петэн решил иначе. Однако мало кому известно, что сценарий июня 1940-го мог реализоваться во Франции за двадцать шесть лет до того, когда 2 сентября французское правительство покинул Париж, переехав в Бордо, а в республике оказалось немало политиков, выступавших за заключение сепаратного мира с Германией.
Вот только немецкие корпуса не стали наступать непосредственно на Париж, устремившись в юго-восточном направлении – между столицей и Верденом, в конечном счете проиграв битву на Марне.
Так что, быть может, германское командование невольным для себя образом спасло Францию от сентябрьской катастрофы 1914-го.
Если Вам понравилсь статья — подписывайтесь на мой канал
Игорь Ходаков