1 мая 1922 г. Петербург.
Письмо С.С. Митусова к Н.К. и Е.И. Рерихам
Дорогие Николай Константинович и Ляля.
Не знаем, как и благодарить Вас за посылку. Это весьма и весьма существенная поддержка для всей семьи. Сыты будем почти месяц. Катя, дети, Ка-тина тётя, все мы безмерно благодарим Вас, дорогие, (Мама получила такую же посылку от Сони.)
Получили ли Вы моё письмо, в котором я писал Вам о моём житье, но в котором умолчал о нашем бедственном положении и страдании от ужасного питания. Теперь, по получении от Вас посылки, я могу свободнее поговорить с Вами на эту тему. Приходилось иногда так туго, что и самому не верится в то, что это действительно было. Катя укладывала детей в 6-7 часов, чтобы они не чувствовали голода. У меня появились ежедневные головные боли, и я попросту при всяком удобном или неудобном случае падал с потерей сознания. Питались мы мороженым картофелем, лепёшками из картофельной шелухи и кофейной гущи из овсяного кофе. Чёрный хлеб, (который и на хлеб-то мало похож был) – это был деликатес, т.к. мы имели его 3 фунта на 2 дня на всю мою семью. От этих 3-х фунтов ничего ровно не оставалось через ¼ часа после его получения. И при всём этом ни капельки жиров, а в квартире 8 °, в кухне - 1°, пролитая вода замерзает, согреться положительно негде. От мороза лопаются трубы, вода не идёт; лопаются фановые трубы, и из уборной течёт сначала вонючая вода, а потом вода с каками. И всё это течёт по коридору. Всё это теперь, кажется, отошло в область предания. Жизнь кое-как постепенно налаживается. А теперь Вы ещё поддержали посылкой, так что можно некоторое время отодвинуть от постоянной тревоги за завтрашний день. Теперь моё горе в том, что стал я стар и хвор. В посту сделался у меня плеврит, и до сих пор не могу вылечиться. Театр, в котором я работаю – погреб, там сыро и холодно. Бросить его я ещё не могу, т.к. ничего другого пока не нашёл. Уехать на время из Петербурга тоже не могу; вот плеврит и не проходит – температура всё время больше 37°.
Пишите, дорогие, подробнее о себе. Я, кажется, достаточно подробно написал о себе, и ещё напишу, лишь получу от Вас реплики. Не сердится ли Ляля, что я её платья продал и съел. Напишите также, что делать с 32 эскизами. Ещё раз сердечно благодарю за то, что не забыли и крепко целую Вас и мальчиков. (Хоть бы на фотографии посмотреть, какие они такие.) Эх! Ну да что тут.
Прощайте пока, жена и ребятишки тоже целуют Вас всех.
Ваш Стёпа
Цит. по: http://rerich9.sitecity.ru/ltext_0204010156.phtml?p_ident=ltext_0204010156.p_0104162250