Космические исследователи воруют портативные консоли из загородных домов, чтобы починить корабль и улететь домой
Pikmin — необычный эксклюзив платформ Nintendo, в котором инопланетные исследователи (размером со спичечный коробок) терпят крушение на нашей планете и встречают маленьких разноцветных существ, пикминов, ростом еще меньше. Пикмины — добродушные, послушные и отважные ребята, по непонятной причине охотно выполняющие команды пришельцев. Вместе с ними инопланетяне находят различные земные артефакты (по сути — предметы быта, от бейсбольных мячей до «геймбоев») и постепенно приводят в порядок космический корабль, чтобы отыскать земляков и убраться восвояси.
Если попытаться емко описать жанр Pikmin 4, то получится скорее стратегия в реальном времени. В распоряжении игрока поначалу только верный двуногий пес, но довольно скоро вы научитесь заряжать специальные семена в странного вида луковицы, выстреливающие саженцами пикминов. Человечки могут быть разных цветов и, соответственно, назначений. Самые трудоголики — обычные красные пикмины, которые по одному свистку могут и тяжести донести до корабля, и с жуками подраться, и перетаскать ресурсы и достроить мост. Синие умеют замораживать противников, обращая их в лед, а также замораживать поверхности воды, делая ее проходимой для остальных. Желтые поглощают электричество и потому спокойно взаимодействуют с различного рода электроприборами — от сложных механизмов до искусственных преград на пути остальных.
В четвертой части игрок управляет спасателями, которые прилетели на планету, чтобы разыскать потерпевшего крушение товарища из предыдущего выпуска. Задачи перед игроком стоят все равно более-менее стандартные. Во-первых, необходимо вооружиться поддержкой как можно большего количества пикминов разных цветов, чтобы иметь возможность формировать отряды в зависимости от ситуации (одновременно с собой можно брать не более тридцати человечков). Они при этом не бессмертные — один неверно отданный приказ, и ребята тонут, горят, погибают от удара тока, падают в пропасть или теряются с приходом ночи (ночью надо спрятаться на корабле, иначе хищники и насекомые съедят). Во-вторых, необходимо собирать конвертируемые ресурсы и пресловутые артефакты, чтобы конвертировать их в энергию. Ресурсы — это такие сияющие камни, на которые можно покупать новые умения и апгрейды, или которые можно превращать в материалы для «достройки» чего-либо. Увидели сломанный мост? Человечки смогут его привести в порядок. Есть вертикальная поверхность, на которую можно было бы взобраться, будь там специальные выступы? Работяги и с этим справятся.
А вот поиск артефактов — основная вещь, которая двигает сюжет вперед — требует уже большей смекалки. Так, игра разбита на несколько игровых зон — комната, лужайка, веранда, садик. Они различаются главным образом по размеру и, следовательно, количеству предметов быта, которые ушлые инопланетяне не прочь позаимствовать. В идеале каждую локацию нужно изучить на сто процентов: найти все, что можно утащить с собой, закрыть все подземные локации (где часто встречаются головоломки, требующие нестандартного применения пикминов). Но довольно скоро станет ясно, что выполнить все за один внутриигровой день невозможно, а наутро может открыться уже другая локация с наградами посерьезнее. Так азарт первооткрывателя будет всегда конфликтовать с перфекционизмом, но это в том числе делает игру интересной. Плюс, не всегда получится преодолеть какую-либо преграду с первого раза. Хотя это четвертая часть, игрок снова начинает с нуля, и оказывается вынужден проходить весь обучающий курс с самого начала, то есть первые несколько часов поневоле придется заново выполнять рутинные действия.
Самое приятное в Pikmin 4 — сравнительно спокойное настроение, некоторая медлительность происходящего, когда игра не торопит добиваться поставленных целей, но неустанно награждает каждое незначительное действие. Конечно, прохождение можно форсировать, но гораздо приятнее обращаться к Pikmin 4 регулярно на непродолжительное время — есть в ней какая-то успокаивающая упорядоченность. Что бы игрок ни делал, он все равно «проходит» игру — исследует локации, чтобы открыть карту, собирает блестяшки, чтобы накопить ресурсы, дубасит насекомых, чтобы получить больше пикминов, нектар для них или просто обезопасить маршруты. Ограничения поставлены весьма условно, и даже таймер времени суток по сути не представляет большой угрозы — скорее, служит напоминанием о необходимости делать перерывы.
Освоиться в Pikmin 4 тоже удивительно просто — справится и пятилетний ребенок. Правда, в игре нет нормальной озвучки, и все персонажи разговаривают на тарабарщине. Читать много не придется, да и сам по себе сюжет, шутки, персонажи едва ли могут претендовать на что-либо серьезное — чаще хочется поскорее промотать болтовню, чем вникать в чьи-то характеры и личные переживания. К четвертой части «миловидность» уже не производит сильное впечатление, и умиляться маленькими существами не приходится. Вместе с тем никогда еще Pikmin не была настолько удобной в плане управления, продуманной с точки зрения увеличения уровня сложности и насыщенной разнообразными локациями. Если вы пропустили три части до этого — плевать на сюжет, начинайте сразу с четвертой. Остальное уже история.
Оценка: 8/10