Софья желает произвести впечатление
Мы ехали в машине. Я и мои новые знакомые, любезно согласившиеся подбросить меня до дома: Викентий и его дочь Софья. Софье две недели назад исполнилось 15 лет, но вела она себя так, словно ей 35. По крайней мере ей так казалось: она старалась выглядеть очень взрослой недовольной тётей, поэтому постоянно выражала недовольство отцом, который "неуклюже водит", много курит и подарил ей на день рождения "какую-то фигню".
Я сначала удивлённо поднимал брови, слыша голос Софьи с заднего сиденья, но потом понял, что надо просто потерпеть.
Мы остановились возле "Перекрёстка".
- Ты, вроде, хотел воды взять? - спросил я Викентия.
Было ужасно жарко. Моя футболка противно прилипла к спине, и я радовался тому, что мне не нужно больше сидеть в машине со сломанным кондиционером, слушая в придачу капризную девчонку.
- Ах, да... - Викентий открыл дверцу, чтобы выскочить наружу, - доча, я сейчас! Водичку возьму и обратно. Я мигом!
Мне уже было не слышно, что там зашипела Софья, да только Викентий пожал плечами и снова плюхнулся в авто:
- Ладно, торопимся! Давай пока!
Он махнул мне рукой, а я подумал, что в следующую нашу встречу нам не обойти стороной разговор о педагогических нюансах.
Как найти правильный подход к ребёнку?
На террасе немного душно, но мы спасемся вентилятором, который я привёз с города. Только этим летом начал понимать, почему мой отец в жару всегда пил горячий чай. Мы с Викентием заварили себе по кружке и теперь рассуждали о практической психологии. Не той, которую интересно прочитать в книжке, развлекая себя перед сном, а той, которую можно применить в жизни, меняя её к лучшему.
- Я совсем с Софьей не справляюсь! Мы разные характерами, и никак не можем найти какую-то общую волну, чтоб понимать друг друга.
Я понимающе киваю, но не спешу раздавать бесплатные советы. Если человек жалуется, то он просто жалуется. Это ещё не свидетельствует о его готовности что-то менять. Уверен, что и сам Викентий понимает: дело не в Софье, а в нём.
- И, вроде, игнорировать нельзя запросы детей, да и потакать - тоже плохо! - продолжает рассуждать Викентий, пока я швыркаю горячим напитком.
Жду, пока он сформулирует вопрос.
- А ты как бы дочь воспитывал, если она у тебя была? - наконец завершает свой монолог мой собеседник.
Всё, наступает мой час.
- Слушай... Я не педагог, но у меня есть своя личная философия. Я называю её венаторианством. Она в том числе регламентирует и вопросы воспитания детей. Если хочешь, могу объяснить на наглядном примере её принципы.
- Да, конечно! - я вижу, что Викентий реально заинтригован.
Суть венаторианской педагогики
Я решаю напомнить ему ситуацию у магазина.
- Представь, что если бы вместо Софьи в машине сидел бы твой брат, Кирилл. И он бы высказал своё недовольство тем, что ты собрался купить себе воды. Ты бы тоже отказался утолить жажду, несмотря на то, что объективно спешить было некуда?
- Да нет, конечно! Кирилл же - не капризная девчонка!
- В чём и дело! - поддерживаю я Викентия в его выводе, - Софья ведёт себя как капризный ребёнок, потому что ты ей это позволяешь. Ты делаешь ей скидку на то, что она, во-первых, ребёнок, во-вторых, имеет право на каприз. Если бы ты занял по отношению к ней такую же позицию, как ко взрослому человеку, то она довольно скоро перестала бы себя так капризно вести.
Викентий выглядит озадаченным.
- Думаю, она просто закатит мне очередной скандал, если я проигнорирую так, как проигнорировал бы каприз взрослого человека.
- Обязательно закатит. И не один раз, - соглашаюсь я, - потому что ей будет необходимо проверить твёрдость твоих убеждений. Но если до неё дойдёт, что её закидоны никак на тебя не влияют, она сменит линию поведения и будет манипулировать теми, кто продолжает ей потакать. Например, мамой или дедушкой.
- Но это же может ухудшить наши с ней отношения! - не сдаётся Викентий.
И я опять соглашаюсь:
- Поначалу - да. Она будет изображать обиду, пытаясь навязать тебе чувство вины. Но потом это пройдёт. вычеркнуть тебя из своей жизни она в принципе не может, так как ты кормилец, и всё, что она получает - она получает с твоих рук. Просто пока этого не ценит, благо ты сам себя привык унижать. Если ты начнёшь уважать себя, как отца, как главу семейства, то и дочь со временем проникнется к тебе уважением.
- То есть, суть в том, чтобы игнорировать её капризы?
- Суть в том, чтобы в обращении с ребёнком постоянно апеллировать ко Взрослому в нём, стимулируя к росту. Росту сознательности, ответственности, понимания того, что у него есть выбор и за него придётся отвечать, каким бы он ни был. В той ситуации у магазина ты мог бы спокойно сходить за водой, а в ответ на её претензии сказать: "Недовольна папой? Папа плохой? Тогда учимся зарабатывать деньги сами".
Викентий что-то обмозговывает, наматывая нитку от чайного пакетика на ручку кружки.
- Заметь, - добавляю я, - я не знаю, как поступить правильно. Я лишь говорю о том, как бы поступил я на твоём месте. Возможно, я не прав, и ты испортишь свои отношения с дочерью настолько, что она вообще не будет больше с тобой разговаривать, а деньги будет получать из рук матери. И тогда мама станет ангелом, а ты - Дьяволом. И это будет, если твоя жена уважает тебя так же, как твоя дочь. В конце концов, это - твой мир. ты его создал. В моей Вселенной мои дети так со мной не разговаривают.
- Да, нет... Ты прав. Я просто упустил этот момент... Как ты это назвал? Вегатарианство?..
- Венаторианство. Философия, которая отождествляет человека с сознанием, а потому воспитание определяет как личностный рост - процесс развития сознания, то есть взросление. Если хочешь - как-нибудь поговорим об этом...
- Да, мне и самому не мешало бы повзрослеть, - смеётся Викентий, - всё не могу бросить курить, самому обидно даже. Вроде, взрослый человек со свободой выбора, а какая-то дрянь оказывается сильнее!..
Я киваю головой, понимая, что это - тема уже другой публикации...
Статьи по теме
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК