Найти тему

Почему я НЕ стала растить своих детей билингвами

Оглавление

"Чем раньше начать, тем лучше" - это совет, который новоиспеченная мама слышит буквально отовсюду, причём по совершенно разным поводам: приучение к горшку (о, боль!), раздельный сон, занятия спортом и, конечно, английским языком.

Но действительно ли раньше = лучше?

В этой статье я попробую изложить свои соображения на этот счёт в отношении английского.

А нам и так ОК :)
А нам и так ОК :)

Английский с пеленок

Очень многие родители считают, что иностранный непременно нужно начинать изучать как можно раньше, и активно вводят его настолько рано, насколько могут.

Основной аргумент в пользу этой позиции заключается в том, что ребенок вырастет билингвом (в данном случае: будет владеть двумя языками одинаково хорошо) и в дальнейшем не будет испытывать проблем в общении на иностранном языке.

Конечно, спорить тут не буду - так и есть, если речь идёт о билингвизме естественном (вынужденном). Я говорю о тех ситуациях, когда иначе просто нельзя:

  • например, мама и папа говорят на разных языках,
  • или язык семьи - один, а язык среды (садик, поликлиника, улица) - другой.

В таких случаях двуязычие ребенка - это социально обусловленная необходимость.

В подобных ситуациях, кстати, ребенок начинает изучать иностранный язык задолго до того, как ему исполнится год - ведь он слышит его с самого рождения, т.к. находится в языковой среде.

Билингвизм искуственный

А что же остаётся тем, кому повезло чуть меньше? Нет ни мужа-иностранца, ни места жительства экзотического?

Многие решают, что остаётся одно - "включить" свой английский на максимум, обложиться пособиями и книгами и начать "ваять" юного носителя английского самостоятельно.

Здесь есть свои тонкости, методы и подходы, вполне рабочие, но... Для себя и своих детей я выбрала НЕ этот путь.

Аргументы и факты

Чем же плох английский с пеленок? Неужели тут вообще есть какие-то минусы? Невероятно, но есть!

Нерентабельность "проекта"

Мало кто думает об этом в начале, но настоящий билингвизм - это ведь проект длиною в жизнь. Легко и весело растить билингва, когда это ребенок до 3 лет. Мама в декрете, развивает ребенка, как может, но...

Как обеспечить ребенку достаточное language exposure, если мама / инициативный родитель выходит на работу, да ещё и на полный рабочий день?

А даже если мама имеет желание и возможность продолжать, то обеспечить ребенка словарём в 1000-1500 слов (норма в 3 года по ВОЗ) - это задача выполнимая, а 3500 в 5-6 лет? А дальше?

Этот проект, определённо, потребует вложений - как временны́х, так и финансовых, а также делегирования обязанностей по обеспечению языковой среды.

Многие родители понимают это в начале пути и рассчитывают свои силы, а многие, к сожалению, нет. 

Однако, случится ли катастрофа, если на полпути родители "сдуются" и забросят идею билингвизма?

Конечно нет, получится какое-то устное опережение. О его пользе и оптимальном возрасте я ещё обязательно напишу.

Здоровьесбережение

Вот это действительно важный фактор.

Не все отчётливо понимают, что овладение речью, даже родной - это серьезная нагрузка на нервную систему ребенка.

Если эта система крепка и здорова, она может вынести существенную (разумную) нагрузку, даже по овладению двумя языками одновременно.

А если она не такая? Во многих случаях второй язык в параллель с первым - это неоправданный перегруз. 

А перегрузка нервной системы может выливаться в неконтролируемое поведение, истерики и прочие "радости". Некоторые логопеды даже отмечают двуязычных детей как группу риска по заиканию.

Расставляем приоритеты

Этот пункт логически вытекает из предыдущего: уверены ли Вы, начиная второй язык в год-полтора, что Ваш ребенок изначально не имеет трудностей с овладением речью на своём, родном языке?

Здесь я во многом опираюсь на личный опыт - моя дочка заговорила поздно, но, как и у многих - резко, много, сложными предложениями.

А заговорить хоть на каком-то языке нужно всё-таки насколько возможно рано - ведь через язык мы имеем и общение, и познание, и формируем самооценку ("все умеют говорить, а я нет").

Я не уверена, что не навредила бы дочери (иными словами, не помешал бы английский русскому), начни я английский рано. Может нет, а может да. А зачем ставить на своих детях эксперименты?

Я предпочла бросить все усилия на то, чтобы помочь ребенку заговорить на родном языке: мы занимались и сами, и со специалистами, и ближе к трём вышли в речевую норму.

В сухом остатке

Я не хочу, чтобы англомамы закидали меня тапками - я знаю, что у многих получается вводить второй язык рано, легко и непринужденно, без негативных последствий.

Я уважаю чужой опыт и не говорю, что ранний английский - однозначное зло.

Но я хочу призвать родителей принимать подобные решения обдуманно - с любовью и вниманием к собственным детям. Ведь принцип "не навреди!" актуален и в таких вопросах, как двуязычие.

А если Вас беспокоит вопрос, когда же тогда лучше начать обучать английскому, об этом я планирую писать в скором времени.

Не переключайтесь 😊