Найти в Дзене
Учитель первый твой

Про ту самую "сдачу"... А не сомнительная ли это рекомедация от взрослых для детей начальной школы?

Первый класс, ученики друг друга не знают. Спускаемся парами по лестнице в столовую. Сзади идущий мальчишка случайно наступает на ногу впереди идущему. Извиниться не успевает или не умеет... Впереди идущий мальчик расценивает это как нападение, разворачиваясь, бьёт в лоб -это сдача. "Агрессор" падает от неожиданности, за ним следом валятся другие дети... Травмы у мальчика и трёх девочек, которые следом шли.

Давно назрел разговор, дорогие подписчики. В начале каждого первого класса особенно остро встаёт этот животрепещущий вопрос про "сдачу". Предлагаю сегодня рассмотреть проблему с разных строн, поделиться мнениями.

Имею некоторую склонность подходить к вопросу обстоятельно. Поэтому первым делом обратилась к словарям. Само слово "сдача" - многозначное.

Сдача
1.Действие по гл. сдать во всех знач., кроме - сдавать. (Сдача дел. Сдача хлеба. Несколько сдач (в карточной игре). Сдача карт. Сдача своих позиций. Сдача головы в затылке).
2. Излишек денег, возвращаемый уплатившему денежным знаком, превышающим нужную для уплаты сумму. (Всю сдачу сполна получил).
3. Дать сдачи кому (разг.) - ответить ударом на удар, оскорблением на оскорбление. («Я и сам сдачи дам: такую здоровну поднесу, что и с ног полетит.» Писемский).
Словарь Ушакова Д. Н.

В быту и разговорной речи, как видим из определения, так принято называть ответный удар или оскорбление. Поэтому, если взрослый, разбирая конфликтную ситуацию, говорит детям: "Сдача только в магазине!" - это не совсем верно))). Однако, стоить отметить, что не во всех словарях есть подобное толкование.

С одной стороны, казалось бы, что уж проще?! Напал агрессор, ответь на удар ударом, чтобы более было неповадно. Тем не менее, в детских коллективах всё не так однозначно. Тому есть, безусловно, свои причины.

А помните, черепаха Тортилла в замечательном детском фильме "Буратино" (1975 года) пела:

"...Будь весёлым, дерзким, шумным,

Драться надо - так дерись!"...

Скрины из фильма
Скрины из фильма

Понятно, что такой мудрый положительный персонаж всем детям страны плохого не посоветует))) Рисует Тортилла образ живого, очень подвижного мальчишки, который и подраться может по важному случаю. На мой взгляд, вся проблема в том, что чем младше ребёнок, тем сложнее ему понять, когда наступает это НАДО, тот самый важный случай. Да и у детей постарше само это "нужно и важно" определяется воспитанием. Которое, будем откровенны, часто хромает...

У взрослых людей ведь как устроено... Вот наступили Вам на ногу в троллейбусе. Адекватный взрослый, понимая, что это просто давка, промолчит и постарается отодвинуться; иногда в этом случае пассажир обидится и гневно посмотрит на обидчика или всех вокруг; случается, что в ответ человек-с-отдавленной-ногой нахамит тому, кто волею судеб случайно наступил. Часто ли вы видите драку в троллейбусе в таком случае? А я у первоклассников наблюдаю похожие ситуации ежедневно и не один раз. И "обиженный " сразу бьёт предполагаемого обидчика иногда так, что ребёнок получает реальную травму.

Я не думаю, что родителям хочется, чтобы именно их ребёнок попал под такую ненормальную "сдачу". Однако, парадокс- многие считают, что сдачу давать надо резко и сразу, а иногда даже "бей первым, бояться будут". Вопросы о "сдаче" тесно перекликаются с вопросами о буллинге. Ведь каждому из нас (родителю) страшно...."-если не научу своего ребёнка давать отпор, то он станет жертвой травли".

Сегодня я поделюсь с вами своими многолетними наблюдениями и размышлениями. Соглашаться с ними или нет- дело ваше. А вот обсудить в конструктивном ключе тему в комментариях - буду очень рада.

1. Дети дошкольного и младшего школьного возраста не умеют оценивать само НАЛИЧИЕ агрессии

Это именно то, что иллюстрирует пример в начале публикации. Любое прикосновение или случайный толчок незнакомого ребёнка первоклассник, которого учат давать сдачи, оценивает как нападение и агрессию. У него только один выход из ситуации, ему дома объяснили - отвечай, бей.

А есть реальность. Например, наша гимназия перенаселена. На переменах, в раздевалках дети могут толкнуть друг друга не специально. Другой вопрос - почему тот, кто толкнул не имеет способности открыть ротик и сказать: "ИЗВИНИ". Об этом поговорим позже.

Другая история. Игорь не ходил в детский садик, не занимался в кружках. Он не умеет налаживать коммуникацию со сверстниками, но очень этого хочет. Чтобы привлечь внимание, ребёнок в шутку легонько щиплет на переменах своих одноклассников, раздаёт им несильные тычкИ, смеётся. Безусловно, понять, что Игорь хочет просто подружиться, многие дети не могут. Ваня ответил Игорю сразу ударом в живот. Это и была сдача.

Конечно, дети не обязаны вникать в трудности с коммуникацией у своего одноклассника. Я вместе со школьным психологом занимаюсь проблемой Игоря, только это дело не одного дня. А сдачу ребёнок получает регулярно.

-3

Откровенно сказать, детей, нетерпимых и агрессивных с каждым годом в начальной школе становится больше. У нас сейчас бум воспитания ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Каждый малыш - личность, к его желаниям нужно прислушиваться, угождать. Всё, что связано с воспитанием коллективных качеств на долгое время ушло на задний план. Лишь в последние несколько лет стновятся популярными методики корпоративного обучения, работа в группах, обучение детей сотрудничеству. Пока эти наши педагогические усилия не имеют видимых результатов. Коллективное советсткое воспитание ушло в прошлое. Очень жаль.

2. Дети не умеивают оценивать СТЕПЕНЬ агрессии

София поссорилась с одноклассницей Дашей. На перемене девочоки вместе делали творческую работу. Даша назвала Софию: "Воображала!" (потому что девочка выбрала ярко розовый цвет бусин). София не спорила и не выясняла, сразу ударила Дашу по лицу. Девочка искренне считает, что это СДАЧА, ведь её ОСКОРБИЛИ. А у Даши мама дизайнер, и такие кричащие оттенки считает вульгарными (говорила дочери об этом, воспитывая вкус).

Очень показательный случай, тем более интересно, что героини- девочки. Одна девчонка высказалась словом. Вторая - не собирается выяснять тонкости, возможно, и значения слова не слишком понимает, сразу бьёт. Результатом становится разбитый нос девочки, которая выразила своё мнение (возможно, не в очень корректной форме). Тут такой вопрос возникает... Девочка София всех несогласных по жизни бить будет?

В столовой моем руки перед завтраком. Мыло и полотенца у меня в руках. Тем не менее, многим ученикам весело брызгать одноклассникам в лицо капли с мокрых ладошек. Не всем понравится, да. Некоторые и сдачу дают - на днях один мальчик другому зарядил между ног за это. "Пошутил" - брызгатель ползал на коленях.

Степень сдачи не соответствует степени нападения. Это очень часто.

3. Ученики начальной школы не умеют регулировать эмоции и силу удара и не в курсе законов Государства

Наверное, и подросткам это свойственно... Однако, сегодня я пишу о детях 7-10 лет. Оценивать ситуацию, когда происходит конфликт, таким детям особенно трудно.

-4

Не имея опыта разрешения конфликтной ситуации, разговор у детей очень резко превращается в "сдачу", а она - в сильные травмы и проблемы для родителей прежде всего.

*** Максим легонько толкнул одноклассника, Вася разбил обидчику голову, дал сдачу. Увезли потерпевшего на скорой. В травмпункте наложили Максиму 5 швов. Его родители предъявили претензию учителю.
***Лера назвала одноклассницу "зануда" и легонько по руке шлёпнула. Алина ударила обидчицу по щеке. Та в ответ кулаком ударила по голове (девочка занимается в секции карате). Алину увезли в больницу, родители подали в суд. Сотрясение мозга у ребёнка. Кто виноват и кто из них давал "сдачу"???

По закону - это травмы. Если родители потерпевшего ребёнка обратятся в ПДН - проблемы будут у родителей ребёнка, применившего силу; поскольку ребёнок несовершеннолетний. А потерпевший - это тот, кому нанесли увечья, зафиксированные медицинским учреждением. То, что перед этой "сдачей" предшествовали улыбки или слова - весьма сомнительное оправдание. Поэтому всем родителям, которые рекомендуют сдачу давать, стоит параллельно говорить своим детям о последствиях травм и о том, что закон предписал. А закон говорит нам одно - НАНЕСЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УВЕЧИЙ КАРАЕТСЯ ЗАКОНОМ.

-5

Итак, вывод.

У меня уже есть пробное решение этой проблемы, которое я транслирую родителям своих учеников на собрании. Тем не менее, я в сомнениях. Могу поделиться выводами в следующей публикации. Хотелось бы услышать сначала ваше мнение.

Спасибо.