Найти тему
Подумалось мне часом

Подолье, или "Дайте же место для драки!"

Из всех пяти областей, составивших Западную Украину, у Подолья была, пожалуй, самая бурная биография. Объяснить причину можно одним словом – набеги. Эта историческая территория, ныне расположенная в Винницкой, Хмельницкой и Тернопольской областях Украины (но ни одну из них не занимающая целиком) была ближайшей соседкой знаменитого Дикого Поля, и именно через эти земли и шли испокон веков в набеги кочевники, жившие южнее. Как говорится – и печенеги ее терзали, и половцы. И крымские татары с турками.

Герб Подолья в Российской империи
Герб Подолья в Российской империи

В общем, старая поговорка «Дайте же место для драки!» - это именно про нее. Про Подолье. Про край вечной войны. Про место, где кочевники встречаются с земледельцами.

Древняя Русь, как мы все помним, окончательно исчезла с карты мира после татаро-монгольского нашествия, катком прокатившегося практически по всем русским землям. Подолье, естественно, не стало исключением, но был нюанс – если для всех остальных земель включение в состав монгольской империи было достаточно формальным и ограничилось необходимостью платить налоги (собирать «ордынский выход») да получать ханские ярлыки на княжение, то с Подольем все получилось иначе.

Оно – единственное из русских земель – напрямую управлялось монгольской администрацией, став так называемым «улусом Бурундая». Бурундай – это знаменитый темник Батыя, один из руководителей западного похода монголов в 1236−1242 годах, после его окончания ставший наместником в самой западной провинции Золотой Орды. Правя в бывшем Подолье, Бурундай активно вмешивался в дела Галицко-Волынского княжества, Королевства Польского и прочих окрестных земель.

Нашествие Батыя на Русь, миниатюра из Жития Евфросиньи Суздальской, XVII век
Нашествие Батыя на Русь, миниатюра из Жития Евфросиньи Суздальской, XVII век

Монгольским улусом Подолье было чуть больше ста лет – со середины тринадцатого до середины четырнадцатого века. Именно тогда татаро-монголы для покоренных народов перестали быть «ужасом Господним» и мысль о том, чтобы с ними подраться, уже не вызывала прежней паники.

На востоке, как вы помните, случилась Куликовская битва, а немногим раньше, в 1362 году, молодое и амбициозное государство литовцев тоже схлестнулось с татарами. Великий князь Ольгерд разбил в битве у Синих Вод войска трех ордынских князей, наследных правителей Подолья - Кутлуг-Бея, Хаджи-Бея и Дмитра. Как резюмировали в Густынской летописи, «и оттоли от Подоля изгна власть Татарскую».

Именно после этого сражения, прирастив территорию не только Подольем, но и Киевщиной, Великое княжество Литовское стало одним из крупнейших государств Европы, а татарское Подолье стало литовским.

Князь Ольгерд Гедиминович на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Князь Ольгерд Гедиминович на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Территориальное расширение, правда, не избавило литовцев от необходимости платить дань Орде – ну так и Куликовская битва ига не свергла.

Земли Подолья Ольгерд передал своим племянникам – четырем братьям Кориатовичам: Александру, Юрию, Константину и Федору. Это была своеобразная плата за участие братьев в битве при Синих Водах со своими полками. Так в составе литовского государства появилось полусамостоятельное Подольское княжество, где правила династия Кориатовичей.

Но про Кориатовичей - уже в следующий раз.