Игумен Нектарий (Морозов) проводит апологию идеи национализма, пытаясь приписать ему какое-то «правильное понимание», напрасно отвергая конкретное значение этой идеи (идеологии). Заметим, что ни у кого из святых, конечно же, мы данного учения и оправдания не найдём. О. Нектарий пишет: «Национализм дискредитирован, - как будто есть правильный национализм, о.Н., видимо, совсем не изучал данное явление, зато торопится распространить свои домыслы пастве, - еще в большей степени, нежели патриотизм. Хотя сам по себе национализм хорош, так как он обозначает любовное, трепетное и уважительное отношение к той нации, к которой человек принадлежит. Но надо разделять национализм и шовинизм. Одно дело – любовь к своему народу, к своей нации, и другое – пренебрежительное и уничижительное отношение к другим народам» (https://www.pravmir.ru/igumen-nektarij-morozov-kakoj-..). Национализм – вполне конкретная ложная идея, которая разрушила не мало жизней, вот что об этом пишет св. Иустин (Попович), представляя диалог Христа с Европой:
Христос:
- Я сейчас уйду, и вы это увидите. Вы оставили путь Божий и пошли путем сатанинским. Благословение и счастье взято от вас. В Моей руке ваша жизнь и ваша смерть, ибо Я добровольно распялся за вас. Не Я буду судить вас, но грехи ваши и ваше отпадение от Меня, вашего Спасителя. Я явил вам любовь Отца Моего ко всем людям и хотел ею всех вас спасти.
Европа:
- Какая любовь? Здоровая мужская ненависть ко всем несогласным с нами - вот наша программа. Твоя любовь есть лишь басня, и на ее место мы поставим: национализм, интернационализм, этатизм, прогресс, эволюцию, культуру - вот в чем наше спасение, а Ты уходи от нас».
Он также раскрывает православное учение против идеологии национализма (которую пытается обелить о. Н.): «Церковь - это Богочеловеческая вечность, воплощенная в границах времени и пространства. Она в этом мире, но "не от мира сего" (Ин.18:36). В этом мире она для того, чтобы его воздвигнуть до горнего мира откуда и она сама. Она - вселенская, соборная, богочеловеческая, вечная, поэтому хула, непростительная хула на Христа и Духа Святого делать из нее национальный институт, сужать ее до мелких, преходящих, временных национальных целей. Цель ее над-национальная, вселенская, всечеловеческая, - соединить всех людей во Христе, всех, не взирая на национальность, расу, класс. "Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.3:28), ибо "все и во всем Христос" (Кол.3:11)» (https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/sobranie-t..).
Также против национализма писал и о.Д. Сысоев: «Пропаганда национализма — отход от подлинного христианства. Человек, исповедующий идею разделения людей не по вере (как учит Священное Писание), а по крови, не может быть православным» (https://consigliere-rpc.livejournal.com/325418.html)
Произошло не так давно и осуждение ереси этнофилетизма (национализма) Константинопольским церковным собором в 1872 году:
«Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками». (http://uranopolitism.wordpress.com/2011/04/24/etnos/)