Найти тему
Лариса Столетова

Как слушать, чтобы слышать?

Одно из самых бесячих выражений, которое приравнивается чуть ли не к оскорблению — «Я тебя услышал». Оно часто диаметрально противоположно значению слов, из которых состоит. 

Многие считают, что фраза грубовата и свидетельствует о намеренном желании уязвить собеседника либо трактуется как уход от разговора — сигнал о том, что вы ознакомились с мнением или просьбой собеседника, но не согласны и не собираетесь что-то делать.

Если вы действительно хотите слушать и слышать, потому что вам дороги отношения с этим человеком или группой людей, то слушать нужно так:

▪️Будьте присутствующим. Исключите отвлекающие факторы и полностью посвятите свое внимание собеседнику. Пусть это будет три минуты, но тотального присутствия. 

▪️Будьте эмпатичным. Постарайтесь почувствовать эмоции другого. Это поможет наладить контакт. «Я чувствую, что ты злишься. Что в моих словах тебя задело?», «Коллеги, вижу, что вы взволнованы новостью о... , почему вас это так тревожит?» 

▪️Используйте приемы активного слушания, в том числе невербальные, такие как легкий наклон корпуса в сторону собеседника, открытая поза, кивок головы. 

▪️Задавайте вопросы. Это лучший способ показать, что вы по-настоящему заинтересованы. Кроме того, получается мини-коучинг, когда собеседник, отвечая на ваши вопросы, начинает лучше видеть ситуацию, причинно-следственные связи и часто самостоятельно находит наилучшее решение. 

▪️Не перебивайте. Дайте собеседнику возможность закончить свою мысль. Это, пожалуй, самый трудный пункт. 

▪️Будьте открыты к обратной связи. Признайте, что вы не всегда правы, и будьте готовы принять критику. Так вы покажете, что мнение собеседника или группы людей (сотрудников, избирателей, родственников) важно для вас.

▪️Выделяйте время для общения. Это не должно быть разовой акцией. Для создания эффективной коммуникации нужна регулярность. 

▪️ Примите меры. Если ваш ребенок, супруг или сотрудник высказывает какие-то проблемы или предложения, примите меры для их решения. Так вы покажете, что вы действительно слушаете и вам не все равно. 

Эти советы подходят для коммуникативных ролей «сверху» и «на равных». Если вы в подчинённом положении, то слушать нужно очень внимательно и, желательно, записывать.