Найти тему
Вадим Алексеев

Путин подписал закон о привлечении школьников к труду. Объясняю, зачем это нужно

Теперь детëнышам могут дать в руки тряпки и лопаты. А для моего поколения это было нормой.

Так школьный труд видит нейросеть. Фото: Kandinsky 2.2
Так школьный труд видит нейросеть. Фото: Kandinsky 2.2

Власти постепенно сдувают пыль со старых, давно отменëнных законов. Наводят в них кое-какой порядок и снова пускают в дело.

Вот, например, Закон об Образовании. Он охраняет детëнышей бережно, словно матушка родная. Но излишняя забота о школьниках оборачивается против них самих. Вырастают неприспособленными бездельникам.

Теперь в законе хоть и очень мягко, но появились строчки про возможный школьный труд.

Статья 43, цитирую:

«Обучающиеся обязаны с учëтом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда».

Статья 2:

«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам».

Обратите внимание: теперь формирование трудолюбия у детей входит в задачи школы!

Такие нормы, разумеется, появились не от того, что школьному дворнику дяде Степану помощники потребовались. Изменения в законе нужны самим детям.

Посудите сами: одиннадцать лет их учат зубрить, но не учат трудиться. А когда ты взрослый - за зубрëжку тебе даже МРОТ не дадут. Можешь, хоть Пушкина начальнику декламировать, хоть формулой косеканса козырять.

Однако не стоит наивно полагать, что дядя Путин подписал закон, и теперь выпускники будут светиться трудолюбием. Нет, так не получится.

Трудовое развитие детей по-прежнему зависит не от строчек в законе, а от нас - взрослых, которые рядом с детьми находятся.

Что нужно от школы? Нужно мотивировать. Нужно показать, что труд бывает интересным, что результат способен вызвать приятное чувство успеха.

У моего поколения на школьной трудовой практике так не было. Да и труд был уныло-однообразный.

Нас вооружали тряпками и заставляли драить нескончаемые школьные стены. А ещё требовалось выдирать сорняки из необъятного школьного двора. Думаю, школьнику нужно увидеть и другие грани труда.

Но даже не школе, а прежде всего родителям стоит заниматься трудовым воспитанием ребëнка. Или, как минимум, не демотивировать, когда 15-летний отрок хочет заработать карманных денег.

«Успеешь ещё наработаться, иди делай домашку по алгебре», - вот так говорить не надо.

Алгебра - это, конечно, мило и священно, но ещё раз: но за одну только формулу дискриминанта будущий начальник денег не даст.