Теперь детëнышам могут дать в руки тряпки и лопаты. А для моего поколения это было нормой.
Власти постепенно сдувают пыль со старых, давно отменëнных законов. Наводят в них кое-какой порядок и снова пускают в дело.
Вот, например, Закон об Образовании. Он охраняет детëнышей бережно, словно матушка родная. Но излишняя забота о школьниках оборачивается против них самих. Вырастают неприспособленными бездельникам.
Теперь в законе хоть и очень мягко, но появились строчки про возможный школьный труд.
Статья 43, цитирую:
«Обучающиеся обязаны с учëтом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда».
Статья 2:
«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам».
Обратите внимание: теперь формирование трудолюбия у детей входит в задачи школы!
Такие нормы, разумеется, появились не от того, что школьному дворнику дяде Степану помощники потребовались. Изменения в законе нужны самим детям.
Посудите сами: одиннадцать лет их учат зубрить, но не учат трудиться. А когда ты взрослый - за зубрëжку тебе даже МРОТ не дадут. Можешь, хоть Пушкина начальнику декламировать, хоть формулой косеканса козырять.
Однако не стоит наивно полагать, что дядя Путин подписал закон, и теперь выпускники будут светиться трудолюбием. Нет, так не получится.
Трудовое развитие детей по-прежнему зависит не от строчек в законе, а от нас - взрослых, которые рядом с детьми находятся.
Что нужно от школы? Нужно мотивировать. Нужно показать, что труд бывает интересным, что результат способен вызвать приятное чувство успеха.
У моего поколения на школьной трудовой практике так не было. Да и труд был уныло-однообразный.
Нас вооружали тряпками и заставляли драить нескончаемые школьные стены. А ещё требовалось выдирать сорняки из необъятного школьного двора. Думаю, школьнику нужно увидеть и другие грани труда.
Но даже не школе, а прежде всего родителям стоит заниматься трудовым воспитанием ребëнка. Или, как минимум, не демотивировать, когда 15-летний отрок хочет заработать карманных денег.
«Успеешь ещё наработаться, иди делай домашку по алгебре», - вот так говорить не надо.
Алгебра - это, конечно, мило и священно, но ещё раз: но за одну только формулу дискриминанта будущий начальник денег не даст.