Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 5 августа в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1772 год. В Петербурге подписана конвенция о первом разделе Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией
Россия аннексировала правый берег Западной Двины и Восточную Белоруссию. Под власть российской короны перешли территории площадью 92 тыс. км² с населением 1 млн 300 тыс. человек. Австрия получила южные районы Польши, а Пруссия — западные. Через несколько дней три державы опубликовали декларации, в которых свои действия обосновали «плохим поведением» поляков по отношению к соседям. Польское правительство заявило решительный протест и обратилось за помощью к Великобритании и Франции. Однако Великобритания, заинтересованная в союзе с Россией против Франции, отказалась от вмешательства в польские дела, а Франция не решилась в одиночку выступить против русско-прусско-австрийского блока. Это был первый раздел Польши. До конца века их будет еще два.
1926 год. Гарри Гудини продемонстрировал свой самый известный трюк
Американский иллюзионист поразил мир тем, что умудрился 91 минуту пролежать в закрытом гробу под водой и остаться невредимым.
Это был далеко не первый и не последний трюк этого феноменально одаренного человека. На глазах изумленных зрителей он проходил сквозь кирпичную стену, мог в считанные секунды вскрыть самые сложные сейфы, легко освобождался от любых оков, выбирался из смирительной рубашки, из наглухо зашитого мешка и даже запертого сундука, сброшенного в воду. Во время гастролей в России его запирали в камерах смертников Бутырской тюрьмы и Петропавловской крепости. Он выходил на волю спустя две минуты и шутки ради открывал соседние камеры.
Тридцать с лишним лет Гудини поражал воображение людей во многих странах мира, делая на сцене, казалось бы, абсолютно невозможное. Слава его была настолько громкой, что в обиходе американцев даже появился глагол «гудинайз», означающий умение выпутаться из трудного положения.
Специалисты, не верившие в чудеса и вмешательство сверхъестественных сил, старались, по большей части тщетно, разгадать секреты знаменитого иллюзиониста. Все, что им удалось, это в общих чертах разобраться, на чем строились трюки Гудини со всевозможными освобождениями. Во-первых, иллюзионист великолепно знал конструкции различных замков и изобрел миниатюрные отмычки, которые умел искусно скрывать на теле. А во-вторых, путем постоянных специальных тренировок научился делать со своим телом все или почти все, что ему заблагорассудится: складываться пополам, значительно увеличивать или уменьшать объем мышц и даже смещать кости в суставах.
Но очень много вопросов по поводу его трюков оставалось без ответа. Получить их надеялись в день столетия со дня рождения Гудини — 6 апреля 1974 г., когда иллюзионист повелел вскрыть свое завещание. Однако, к величайшему разочарованию поклонников мира таинств, ни в тот день, ни позже завещание не обнаружилось. По всей видимости, его просто не существовало, Гудини в очередной раз оставил всех с носом.
1939 год. Советский летчик Михаил Ююкин первым в мире направил горящий самолет на наземную цель противника
«Таня, конечно, ты как жена беспокоишься, но убедительно прошу — не беспокойся обо мне. Знай, что твой друг, если все будет в порядке, вернется, а если нет, то погибнет не трусом, а героем», — писал он супруге.
27-летний Ююкин не вернулся, погиб героем.
В то время шел военный конфликт СССР с Японией в районе границ Монголии и Маньчжоу-го, марионеточного государства, созданного японской военной администрацией на территории Маньчжурии. Ююкин в составе группы самолетов проводил бомбардировку тыловых позиций японской армии в районе города Халун-Аршан. Уже после окончания бомбометания левый двигатель его самолета был поражен огнем зенитной артиллерии. Пламя сбить не удалось, самолет терял высоту. Поняв, что до линии фронта не дотянуть, Ююкин приказал экипажу — стрелку-радисту Петру Разбойникову и штурману Александру Морковкину — покинуть корабль и направил горящий бомбардировщик в скопление японских войск. Морковкин успел прыгнуть с парашютом и, счастливо избежав пленения, через сутки вернулся в расположение части. Ююкин и Разбойников погибли.
Примечательно, что однополчанином Ююкина во время боев на Халхин-Голе был летчик Николай Гастелло, совершивший знаменитый «огненный таран» 26 июня 1941 г.
1943 год. Произведен первый победный салют во время Великой Отечественной войны
Он был дан в честь освобождения Орла и Белгорода от гитлеровских войск в Москве из 124 орудий 12 залпами.
Утром этого дня Сталин вызвал к себе командующего Московским фронтом ПВО генерала Даниила Журавлева и приказал ему вечером произвести праздничный салют, пояснив, что «еще в древние времена, когда войска одерживали победы, в честь полководцев и их войск гудели все колокола». Советские артиллеристы, никогда не проводившие салютов, бросились в архив и ознакомились с ритуалом «огненной потехи». Сразу же возникла проблема: где взять пушки и холостые снаряды. Комендант Кремля мог предоставить только 24 горные пушки. 100 других были сняты из разных зенитных батарей с таким расчетом, чтобы не нарушать систему ПВО Москвы. На складах нашли всего 1 500 холостых снарядов. И ровно в полночь в небе над Москвой грянул гром, который писатель Константин Федин назвал «музыкой победы».
Кстати, именно с этого дня слово «салютовать» стали произносить с ударением на последнем слове. Скорректировать нормы русского языка пришлось из-за ошибки диктора Юрия Левитана. В тот день на радио позвонили из Кремля и предупредили, что между 23:00 и 23:30 нужно будет зачитать важное правительственное сообщение. Пошли часы волнительного ожидания. Стрелки часов находились уже в обозначенном промежутке времени, а никаких сообщений не поступало. Все были на нервах.
«И вот появился офицер с большим запечатанным конвертом, — вспоминал Левитан. — Вручает его председателю Радиокомитета. На пакете надпись: «Передать по радио в 23:30». А времени уже, можно сказать, нет. Бегу по коридору, на ходу разрываю пакет. В студии уже произношу: «Говорит Москва», а сам торопливо пробегаю глазами текст…»
От волнения знаменитый диктор допустил ошибку, перенеся ударение в слове «салютовать» на последний слог. Это не осталось незамеченным: известный своим буквоедством редактор-контролер Буслаев той же ночью, сверившись для верности с тремя словарями, заявил, что Левитан был неправ. Однако, когда к Левитану подошла растерянная диктор Лидия Черных, которой нужно было срочно сбить текст для утренних новостей, и спросила: «Как же быть?», Юрий Борисович уже не сомневался, какой вариант произнесения слова лучше. «СалютовАть! — ответил он. И пояснил: — Ударение на последнем слоге делает слово короче, а произношение торжественнее». С тех пор слово «салютовать» стали произносить в «редакции» Левитана.
1948 год. Григорий Федотов становится первым футболистом, забившим 100 мячей в чемпионатах СССР
В интернете можно встретить и другую дату этого события — 31 июля. Однако согласно данным Константина Есенина, главного футбольного летописца советской эпохи, «заведующего всеми гроссбухами» и «высшего авторитета по части футбольной цифири», как его называли, свой юбилейный мяч Федотов, игравший в составе московских армейцев, заколотил 5 августа в ворота минских динамовцев на их родном поле. Это был матч 17-го тура чемпионата страны. Москвичи в той встрече победили хозяев со счетом 4:1. Один из двух мячей, которые записал на свой счет Федотов, оказался сотым, забитым им в высшем дивизионе союзных первенств.
Федотов начал играть на профессиональном уровне еще до войны. Тогда же получил страшную по тем временам травму — кто-то из спартаковских защитников в пылу борьбы схватил рванувшегося на перехват мяча Григория за руку, и она вылетела из сустава. После этого Федотов играл исключительно с фиксирующей повязкой, но сама рука очень сильно болела, и футболист был постоянно на обезболивающих. Хотя с тех пор Федотов избегал столкновений с соперниками, у него оставался убойный по мощности удар. Когда в 1945 г. после окончания войны возобновили чемпионат по футболу, на поле не было лучшей пары чем Федотов и Бобров.
Став лучшим бомбардиром чемпионата страны в 1948-м, Григорий ушел на тренерскую работу. Играть на профессиональном уровне он уже не мог. Боли были постоянными, а к анальгетикам добавился еще и алкоголь.
Федотов ушел из жизни в 41 год. Уехал в Тбилиси в командировку и там ему стало плохо. У него диагностировали грипп и отправили обратно в Москву, где он и скончался. Уже после вскрытия определили, что это было воспаление легких, одно из которых оказалось настолько поражено, что перестало функционировать.
По злой иронии судьбы в те же дни в Тбилиси за Федотовым отправился один из руководителей московского «Спартака», Николай Старостин, который хотел предложить ему должность главного тренера в своем клубе. Не успел.
В 1958 г. ЦСКА учредило приз им. Григория Федотова самой результативной команде чемпионата, а в 1967-м — по инициативе уже упомянутого Константина Есенина был создан клуб Федотова, в который стали включать футболистов, забивших в чемпионате страны и играх за сборную 100 и более голов.
Смотрите также: