Единоверие, созданное священноначалием Русской Церкви в 1800 г., имело своей целью обращение раскольников - мнимых старообрядцев в Православие. Для этого единоверцам позволялось совершать богослужения и молиться по книгам, изданным при первых пяти русских патриархах. Однако в настоящее время единоверие при сохранении своей внешней формы фактически стало путём из Церкви в раскол. Причина этого – крайне широкое распространение модернистских филораскольнических настроений среди чад канонической Церкви, придерживающихся т. н. старых обрядов.
Поддержка различными единоверцами целого ряда старообрядческих заблуждений – это массовое явление, но в единоверческих кругах принято его скрывать и рассказывать о нём только лицам, прошедшим в этих кругах индоктринацию. Однако у нас есть некоторые доказательства, которые могут помочь осознать масштабы описываемой проблемы.
Хула на обливательное Крещение
В современном единоверии крайне популярно лжеучение о том, что Крещение, совершённое обливанием, неполноценно и может повторяться. Такое повторение обычно называют «довершением». Александр Шунин, исследовавший разбираемую здесь тему в своей статье “Современное единоверие – путь к единению или расколу”, пишет: «Если Вы крещены обливательно, то в некоторых единоверческих приходах Вам предложат пройти так называемое «довершение», либо креститься заново (чем руководствуются единоверческие священники – опять не понятно). По крайней мере, история не знает, когда в пределах одной поместной Церкви происходили подобные случаи». Православная христианка, с детства посещающая единоверческий приход, свидетельствует: «Я… слышала, что если у человека это [обливательное Крещение] вызывает желание уйти куда-то, то по благословению епископа его можно довершить… На эту тему единоверцы вообще особо не говорят. Это делается для старообрядцев и тихо». [1, 2] представитель крупной единоверческой организации «Общество сщмч. Андрея Ухтомского» Алексей Васильев в ответ на вопрос о чине «довершения» заявляет: «Утверждён, так как утверждены для единоверцев все книги, изданные при первых пяти русских патриархах». [1, 2] Защищая перекрещивание, Алексей также пишет: «Есть известный случай в истории Церкви из патерика, когда крещённого песком смертельного больного по пришествию в город крестили в бочке. В целом у довершения больше нет аргументов. Крещение признаётся и обливательное. Но в совершении правильном по чину ничего не вижу плохого. Это не повторное крещение». [1, 2]
Подобное перекрещивание является свидетельством отказа его сторонников от согласия с Символом Веры, в котором сказано:
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Вселенская Православная Церковь в принятом ею «Православном исповедании» толкует этот член Символа так:
Сие Таинство [Крещения], принятое однажды, не повторяется, если только крестящий православно верует в единого Триипостасного Бога и если он вышесказанные слова: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» – произнесет точно и неизменно, по разумению Кафолической и Православной Церкви. (Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, вопрос 102).
Разберём доводы сторонников «довершения» на примере того, что написал Алексей Васильев. Аргумент, связанный с книгой "Луг духовный", называемой им патериком, неправилен, поскольку в этом сочинении говорится о том, что сомнения в действительности крещения песком были основаны на отсутствии примеров такой формы совершения Таинства:
Однако, собрав весь свой клир, предложил дело ему на обсуждение: следует ли считать действительным крещение, совершенное чрез посыпание песком, или нет? Одни отвечали утвердительно, указывая на поразительное знамение, другие утверждали противоположное.
– Григорий Богослов, – говорили, – исчисляет все образы крещения, а именно: крещение Моисеево – в воде, а раньше – в облаке и в море, затем – крещение Иоанново, которое, впрочем, уже не было иудейским, потому что состояло не в одном погружении в воду, но сопровождалось покаянием, далее – крещение Иисуса – Духом Святым, и это совершенный образ крещения. Знаю и четвертый образ крещения – исповедничеством и кровию. Есть еще и пятый – слезами ... Какой же образ крещения был совершен над юношей, чтобы мы могли утвердить его? В особенности – вспомним слова Господа к Никодиму: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Небесное» (Иоан.3, 5). (прп. Иоанн Мосх Луг духовный. Лимонарь или «Синайский патерик» // 176. Рассказ аввы Палладия о крещении юноши еврея.)
Но в случае с обливательным Крещением, Церковь точно знает, что оно действительно, а значит, его нельзя повторять.
Что же касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это, крестите в живой воде во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святаго Духа. (Дидахе - учение двенадцати апостолов)
Ты спросил меня, любезнейший сын, писал св. Киприан, епископ карфагенский, Магнусу, – одному из подчиненных ему африканских епископов, – как я думаю о тех, которые в болезни и немощи прияли благодать Божию (крещение), должно ли почитать их истинными христианами, так как они спасительною водою не омыты, а облиты (non loti, sed рerfusi)? <…> Думаю, что Божественная благодать не может умаляться и ослабляться; и не может быть там что-либо меньшее, где с полною и совершенною верою и дающего и приемлющего принимается то, что почерпается из Божественных даров. <...> Иначе очищается сердце верующего, иначе очищается ум человека по заслугам веры. В спасительных таинствах, по требованию нужды (соgenete necessitate) и по благоснисхождению Божию, верующим вполне сообщается благодать, и при сокращении богоупрежденного чина. (свщмч. Киприан Карфагенский, Epis. LXIX. ad. Magnum.)
«Хотя как вам, так и тем, которые крестятся при конце жизни, сообщается равная благодать (῎σα τη ς χάριτος), но вы неравны с ними по предызбранию воли и по приготовлению к действию. Ибо те принимают крещение на одре; (λαμβάvουσι ἐν κλίνη), а вы в лоне Церкви – нашей общей матери; они – плача и рыдая, а вы – радуясь и ликовствуя». (свт. Иоанн Златоуст, Аd illuminandos Саtbeches I Орр. Tom. II. pag. 226 ed. Моnfаucon. 1718 аn)
Воины, иже святого от коноба изъяти пришедше, по повелению Игемонову, и того жива видевше, христианы себе нарекоша. Христов же мученик всех веровавших от такового коноба покропив, крести их во имя Святыя Троицы. (о мч. Власии, Пролог. Февр. 3.)
«Вопрос: "Приходящих от татар, хотящих креститися, и не будет велика сосуда, в чем погружати ему (священнику)?" Ответ: "Да обливает его трижды, глаголя: во имя Отца и Сына и Святаго Духа". (из решения Константинопольского собора 1301 г.)
Аще хощет дитя умрети, родители его да призовут иерея. Аще иерей обрящет и уже на концы, да кропит е водою святых богоявлений и речет молитву крещальну над ним, и тако окрещено быть. (Иоанн Зонара, правило 168)
Повторяемый Алексеем известный аргумент сторонников «довершения», основанный на позиции свт. Луки Крымского, также не выдерживает критики, поскольку свт. Лука, справедливо критикуя обливательное Крещение нигде не признавал его недействительным, в чём можно удостоверить, прочитав его указы, в которых он затрагивает данную тему.
Деятельность Михаила Тюренкова
Известный консервативный публицист, работник телеканала «Царьград» Михаил Тюренков является единоверцем-филораскольником, хотя и не любит афишировать эти свои взгляды. Он очень влиятелен в единоверческих кругах, его можно видеть на почётных местах на архиерейских службах в разных городах, совершаемых по старому обряду.
В статье Михаила, опубликованной в группе уже упомянутого «Общества сщмч. Андрея Ухтомского» в ВК, сказано: "Итак, единоверцами являются все православные новообрядцы и старообрядцы, вне зависимости от юрисдикции в том случае, если их разделение произошло по взаимной вине, и если было сохранено догматическое единство (таким образом, едины все Поместные Церкви, РПЦЗ, РПСЦ, РДЦ и, возможно, ряд старостильных юрисдикций, по каждой из которых необходима выработка соответствующего заключения)".
Единоверие есть примирённое с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество. (сщмч. Симон Охтенский)
Получается, господин Тюренков и администрация Общества Ухтомского считают, что "РПСЦ", "РДЦ", а возможно, и ряд старостильных раскольнических юрисдикций якобы примирены со Вселенской Церковью, то есть они исповедают еретическую "теорию ветвей", противоречащую православному учению о Церкви.
Также Михаил подобно в духе раскольников-старообрядцев хулит свт. Димитрия Ростовского и его прославление в Русской Церкви: «И в рамках этого “беспредела” первой канонизацией после длительного перерыва было прославление не кого бы то ни было, а митрополита Ростовского Димитрия (Туптало) – злостного гонителя староверов и достаточно циничного… хулителя старообрядчества. Безусловно, это был по-своему одарённый человек, талантливый проповедник, писатель и драматург, однако все его действия по отношению к староверам были антихристаинскими. Могут ли староверы почитать такого человека?» [1, 2]
История вопроса и заключение
Филораскольнические модернистские настроения в единоверческой среде начались ещё в XIX в., когда лишённый сана, но формально остававшийся в законной Церкви бывший единоверческий священник Иоанн Верховской, работал на раскольническую Белокриницкую иерархию и утверждал, что Синодальная Церкви должна преодолеть раскол через повсеместный переход на «старые» обряды. В наши дни труды расстриги Верховского, и его единомышленника архиеп. Андрея (Ухтомского), вступившего в «евхаристическое» общение с расколом, продаются в лавке Патриаршего центра Древнерусской богослужебной традиции.
Решения Поместных соборов 1917-1918 и 1971 гг., разрешивших переход «новообрядцев» в единоверие и признавших равночестность «старого» и «нового» обрядов, которую справедливо отвергали свт. Димитрий Ростовский, свт. Филарет Московский, свт. Феофан Затворник и даже крупнейший единоверческий миссионер архим. Павел Прусский, окончательно привели к тому, что единоверие перестало быть «мостом» из старообрядчества в Церковь, а стало иметь обратное значение, как уже было сказано.
В связи со всеми упомянутыми проблемами нам представляется правильным восстановление правила, введённого при учреждении единоверия, о том, что «новообрядцы» не должны причащаться в единоверческих храмах, а также роспуск всех единоверческих приходов в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге и постепенное создание новых приходов, использующих «старые» обряды, где будут служить священники, не связанные с нынешним повреждённым единоверием, строго исповедующие неискажённую православную веру и осознанно отвергающие модернизм.