Найти в Дзене
Хроники Сент-Элиаса

Весь этот «Оксиген». К 75-летнему юбилею Жан-Мишеля Жарра.Ч.5 -1975-1976 годы.Начало «золотой» эры. Oxygene. «Музыка отчуждения».

Статью о трилогии Oxygene от 5 декабря 2021 года вы можете прочитать по ссылке. Начался этот год с того, что 20 января 1975 года он впервые покончил с холостой жизнью. Он женился на Флор Гийар, позже на свет появляется первый ребёнок – дочь Эмили, ну и работа+работа+работа(талантом он и так был не обделён). В этом году из-под пера маэстро выходят следующие произведения:La bêlle et la bête и La mort du cygne в исполнении Жерара Ленормана, и ….первая версия будущей композиции Equinoxe 5. Правда звучала она весьма сыровато и особого успеха не имела, но тем не менее 1975 год был наверное одним из поворотных годов в жизни маэстро. До середины 1976 года всё ещё пишет песни для исполнителей французского шансона, а летом того же 1976 года он впервые (уже в качестве молодого композитора) переступает порог Gang-studio, и вооружившись 6 синтезаторами, и 2 драм-машинами, он приступает к записи своего первого сольного альбома, который потенциально должен будет стать революционным в мировой эле

Статью о трилогии Oxygene от 5 декабря 2021 года вы можете прочитать по ссылке.

Начался этот год с того, что 20 января 1975 года он впервые покончил с холостой жизнью. Он женился на Флор Гийар, позже на свет появляется первый ребёнок – дочь Эмили, ну и работа+работа+работа(талантом он и так был не обделён). В этом году из-под пера маэстро выходят следующие произведения:La bêlle et la bête и La mort du cygne в исполнении Жерара Ленормана, и ….первая версия будущей композиции Equinoxe 5. Правда звучала она весьма сыровато и особого успеха не имела, но тем не менее 1975 год был наверное одним из поворотных годов в жизни маэстро. До середины 1976 года всё ещё пишет песни для исполнителей французского шансона, а летом того же 1976 года он впервые (уже в качестве молодого композитора) переступает порог Gang-studio, и вооружившись 6 синтезаторами, и 2 драм-машинами, он приступает к записи своего первого сольного альбома, который потенциально должен будет стать революционным в мировой электронной музыке. И назвал он сие творение…да-да-да «Кислород».

Вышел альбом 5 декабря 1976 года. Сочинил и записал его Жарр за восемь месяцев, на своей собственной кухне, для записи он использовал несколько синтезаторов и восьмидорожечный магнитофон. Мягко говоря, он его «приготовил», как еду. Как говорит сам Мишель, он же родом из Лиона, а там есть некое помешательство на кулинарии. Да и он сам рассматривает сэмплинг как приготовление пищи, только вместо овощей и специй имеешь дело со звуками. Однако, я с ним могу железобетонно согласиться: если сравнивать музыку с едой, то в некоторых случаях хочется, извините, кхм, ликвидировать съеденное…эммм, прослушанное из себя как можно скорей, в некоторых- не можешь понять, что же это ты такое употребил, в некоторых- вроде бы ничего, есть…эммм, слушать можно, а в некоторых, даже в случае с Жарром- реакция «вкусновато, но…маловато».

Вот что говорил на тот момент сам маэстро:

-Я давно хотел написать нечто похожее на музыку Kraftwerk и Tangerine Dream. Их музыка была весьма экспрессионистская, но, в сущности, весьма Германская.

Да уж, если говорить о творчестве великих Tangerine Dream и Kraftwerk того времени, то уж не согласится с мнением маэстро весьма и весьма сложно. Судите сами, их первые альбомы были весьма экспериментальными, и воспринимать их на слух было крайне сложно.

Но к 1975 году электронный саунд становился всё более и более мелодичным, даже появились такие направления, как «Берлинская» и «Дюссельдорфская» школы электроники. Да и на родине маэстро уже появились такие музыканты, как Филипп Бесомб, Сирилл Вердо, Бернар Солотль, Даниэль Арфиб, Занов и многие другие.

Но всё это не входило в планы маэстро, и он (не в пример, кстати, многим своим соотечественникам, про немцев уже молчу) решил идти своей, проторенной дорогой.

И этот путь был курсом на «оживление» синтезаторов, то есть электроника не будет просто набором звуков, как было в 60-х-начале 70-х, а становилась всё более мелодичной, приобрела «душу». В тоже самое время совсем отказываться от спецэффектов в планы маэстро не входило. Более того, он за время записи «Кислорода» привёл что называется музыку и спецэффекты что называется в «нужное соответствие друг с другом», которое вылилось в непрерывные переходы из одной композиции в другую. Исключением была лишь пауза между 3-й и 4-й частью – винил.

Oxygene состоит из шести композиций, все они пронумерованы, из-за этого его не хотел выпускать ни один звукозаписывающий лейбл. Ну не могут слушатели привыкнуть к электронной музыке. Вот типичная реакция сотрудников лейблов:

- Это что ещё за новости, у треков нет внятных названий, да и в композициях нет даже намёка на вокал, одни шумы? Да и обложка диска, мягко говоря…

А вот кстати и об обложке. Она (обложка) представляет из себя странное на тот момент «зрелище» - на ней изображён человеческий череп внутри земного шара. Некоторые могут удивиться: как такой альбом стал таким вот популярным?

Если кто не знает, её оформил выпускник школы изящных искусств города Лиона Мишель Гранже (р.1946).Не знал тогда ещё Гранже, что простая покупка картины его невестой Шарлоттой впоследствии обернётся долговременным сотрудничеством, но обо всём по порядку.

Купив на одной из выставок месье Гранже картину с черепом маэстро (опять же с разрешения автора) и делает её обложкой альбома, которая впоследствии и стала легендарной.

Вот что говорит сам маэстро по поводу обложки:

- Что мне нравится в этой картине так это не обязательно её пессимистичность. Эта картина больше ставит вопрос: куда мы движемся?

Да уж, это было не только эко-посланием со стороны Гранже, но и со стороны самого маэстро Жарра. Альбом уже был готов к выходу, но не смотря на это скептицизм менеджеров студий звукозаписи всё ещё зашкаливал:

-Эй, брат, а где тут барабаны, гитары, вокал? Где синглы по 3 минуты? Какие-то затяжные пьесы по 7 минут!

- Что это? Певца нет, какие-то цифровые обозначения;

- Парень, это Франция, здесь такое не прокатит;

Не далеко от менеджеров студий звукозаписи ушла и мать композитора:

-Зачем ты называешь музыку каким-то газом?

Однако затем скептицизм медленно, но верно сходил на нет, когда своё мнение об альбоме высказала уже его будущая жена Шарлотта:

- Его ждёт либо провал, либо феномен.

Ну, здесь можно сказать «в некотором смысле отлегло от сердца». Шеф Disques Motors Франсис Дрейфус подготовил к выпуску 50000 копий, и едва в музыкальные магазины Франции поступили первые копии альбома, как мир музыки прорвало. Буквально, вся страна была очарована сим творением молодого композитора. Альбом попадает в чарты по всему миру, а все менеджеры студий звукозаписи только за головы хватались после отказа выпустить потенциальный шедевр.

От автора.

А может быть эти отказы издавать этот теперь уже культовый альбом не более, чем стратегическая уловка? Ну конечно, на тот момент ему не следовало бы замахиваться на более крупные лейблы вроде Sony или Arista, или Columbia, а начать, например, с самобытных Французских лейблов. Так в итоге и получилось. Можно было бы его издать, например, на лейбле Tele Music Роже Токарца или на Koka Media Фредерика Лейбовица(специализирующийся к слову сказать на стиле лайбрэри) или на Vogue Жан-Филиппа Илиеско. Но нет, все отказали. Видимо понимая, что у этого шедевра куда большие возможности, и издай он Oxygene скажем, на той же Koka Media, и о мировом успехе можно было забыть, ибо шеф лейбла Фредерик Лейбовиц не особенно парился относительно переизданий альбомов, вышедших на оном лейбле. И тут ему на пути встречается Франсис Дрейфус и его лейбл, и со временем стало понятно: это архиоптимальный вариант для издания альбома.

-Как-то так, господа. Независимые лейблы это наше всё. Вот таким независимым лейблом и стал в конце 70-х годов Disques Motors. Ему всего лишь 5 лет от роду, но уже сейчас понятно, что на ближайшее время маэстро Жарр будет работать на лейбле Disques Dreyfus, так что крупные лейблы (опять же, в ближайшие 20 лет!!) что называется будут «курить в сторонке взатяжку».

Ну и давайте пройдёмся по альбому.

Команда подобралась на славу. Помимо Жарра, Дрейфуса и Гранже над альбомом работали звукорежиссёр Жан-Пьер Жанио и его ассистент Патрик Фулон, ну а особняком был Мишель Гесс (р.1948) – дизайнер, звукоинженер, ну и …музыкант, который будет сопровождать маэстро на его будущих концертах. В общем, костяк студийной команды (как минимум, на ближайшее время) уже сформировался. Ну и после представления давайте пройдёмся по альбому.

Вообще, первым записанным треком альбома была вторая часть, которую он записал путешествуя по Норвегии. Но вскоре маэстро понимает, что с таким началом об успехе следует забыть, и вскоре записывается первая часть, которая и..

…Зачинает всю эту кислородную историю. Первое ощущение, почти минуты две- как будто плывёшь по реке на лодке, а волны тебя ыыыть- и приподымают… Дальше возникает ощущение, как будто за тобой вслед тихонько летят привидения и слегка так подвывают…по крайней мере, идущий далее мотив заставляет так почувствовать. Потом чувствуется немного напряжённое настроение, и под конец такое интересное бульканье..

-Да, пожалуй, соглашусь с моим соавтором. Такое неторопливое начало, которое немного введёт слушателей в некий ступор. К электронной музыке он уже привык, а вот к сюитной электронике привыкнуть пока крайне сложно, тем не менее, первая часть своего рода разминка подготовка к основной части «Комплекса»

-Которая в итоге и вылилась в записанную ранее вторую часть. Вот тут-то и был полёт фантазии. Маршеобразные «барабаны», «стреляющие» звуки. Во многом из-за них мне одно время было сложно её хоть как-то воспринимать, но потом, когда я познакомился ближе с творчеством маэстро, она всё больше начала нравится, ну и наверное ….а впрочем, не надо слов, просто слушайте.. Ну а третья была своего рода «переходом» во вторую часть альбома. Словом 8 минут – творческий полёт маэстро нормальный.

- Oxygene Part 3. Тут у меня на автомате стала в такт кивать голова и притопывать правая нога.… Хоть альбом и написан чисто на синтезаторах, но звуки композиции имеют очень знатное сходство со звуками струнного инструмента, скорей сего какого-нибудь восточного… а вообще, эта часть была «разогревом» перед самой интересной второй половиной альбома. В общем-то проходная часть, которую при определённых раскладах можно было бы исполнить и…. на лазерной арфе

Дальше-больше. 4-я часть, наверное, самая хитовая часть, которую наверное использовали все, кому не лень. И в Советских и в Российских телепередачах, ну а каверов на неё не перечесть, и едва хит появился, как все кому не лень усмотрели в нём схожесть с «Попкорном» от Гершона Кингсли(1922-2019). Впрочем тогда мало кто парился относительно авторских прав, да и Гершон воспринял оное спокойно, ведь Жан-Мишель ещё в 1972 году сделал кавер на его легендарный хит.

- Забавно, я никогда не думал о попкорне, когда работал над Oxygène Part 4….вы можете почувствовать те же самые биты, аккорды и мелодии. Но в то же время они очень разные. Так что в случае с Popcorn и Oxygène 4 это было действительно бессознательно.

Ну а далее были 10-минутная 5-я часть, и…. «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три- Жан-Мишель, на месте замри!»

6-я часть, в которой по крайней мере, уж очень чувствуется в этой композиции настроение моря, да и среди звуков композиции можно явно услышать крики чаек…ну, или звуки, очень сильно похожие на них…словом, этот «сигнал» возвестил о том, что пора закругляться.

-А я напоминаю, что спецэффекты в альбоме были на совести Мишеля Гесса.

Что же, можно сказать, альбом удался. Им уже заинтересовались во всех уголках земного шара, причём наша страна была второй после Франции, но….дело кончилось грандиозным пшиком (в смысле издания в СССР), но даже этот факт не стал препятствием для популяризации его музыки в нашей стране. Что ещё рассказать? Альбом, а точнее его автор получил приз Шарля Кро, а год спустя он стал человеком года в США. В общем, карьера пошла в гору.