Когда вы слышите слово «Кислород», какие ассоциации у вас возникают? Ну конечно, мы же им дышим, живём благодаря кислороду, да и его активно используют в других сферах жизни: химии, медицине и многих других. Но это всё химия во всех смыслах слова. А что же скажем музыка? Наверное, во всём мире нет такого меломана, который не слышал бы легендарный хит маэстро Жарра Oxygene 4.Уж сколько каверов было на него не перечесть, даже нелюбимые мной рэперы и те умудрились сделать кавер на этот трек. Ну а что касается альбома, то он и по сей день переиздаётся, а спрос на него по-прежнему есть. А буквально 5 лет назад была поставлена последняя точка в 40-летней истории альбома «Кислород». Ну а как же началась эта истории, которой 5 декабря исполнится 45 лет?
1. 1976 год. Музыка отчуждения.
Вот так, в двух словах можно описать его первый официальный альбом, названный… да-да-да, «Кислород». Работа шла почти всю вторую половину 1976 года. Записывая этот альбом, он наверняка отдавал себе отчёт, что первое время принимать его будут явно прохладно. Примерно это и случилось. Вот примеры некоторых высказываний:
-Что это? Певца нет, какие-то цифровые обозначения;
- Парень, это Франция, здесь такое не прокатит;
- Делать нечего? Где гитары?
Наверняка, многие помнят, что маэстро начинал с гитары (фильм «Мальчики и девочки» 1966 года, проект Dustbins)
Ну то были «критики» и наверняка с мозгами, как у подростков. Впрочем, то была середина 70-х и к электронике пока относились крайне прохладно. Это сегодня таковых назвали бы обиженными неудачниками, но… скепсис продолжался. И исходил он немного ни мало….от матери.
-Зачем ты называешь музыку каким-то газом?
- его ждёт либо провал, либо феномен.
А это уже слова его жены (тогда ещё - невесты) актрисы Шарлотты Рэмплинг. Оправдалось второе. Вообще, бытует мнение, что когда он был женат на Шарлотте это было время его успехов. И надо сказать, те, кто так считал оказались впоследствии правы. Ну да ладно, речь не об этом, вернёмся к первой части «Кислорода».
Да уж, «критика» зашкаливала. Но это не помешало ему…снять не самые шикарные апартаменты в центре Парижа и записать то, что ему хотелось. Работа закипела во второй половине 1976 года. Арсенал инструментов, к слову сказать был не самый богатый.7 синтезаторов плюс ритм-компьютер Korg Mini Pops. Да, выходит скептически к электронной музыке относились не только музыканты, но производители музыкальных инструментов. Не такой уж богатый выбор на синтезаторном рынке, да и удовольствие недешёвое, но уже скоро наступят совсем иные времена, и синтезаторы уже будут доминировать наравне с гитарами, трубами и другими музыкальными инструментами. И первая часть «Кислорода» станет одной из первых ласточек. Едва запись была готова, назревал вопрос: где издать? Крупнейшие лейблы по всему миру отказывались издавать потенциально хитовый альбом. На эту тему я уже говорил выше. И кто знает, сколько бы продолжилось оное «хождение по инстанциям» если бы не знакомство с Элен Дрейфус – женой недавно созданного лейбла Disques Dreyfus Франсиса Дрейфуса, который в плане скептики тоже не далеко ушёл от тех, кто ранее отказывался издать альбом, но….не далее. Шанс он, однако, всё-таки ему дал. Маэстро наверное до сих пор по гроб жизни (не взирая даже на возникшие много лет спустя трения) благодарен Франсису и его жене Элен за этот шанс. Но изначально было выпущено 50 тысяч копий. И надо сказать, с этого момента началась история успеха маэстро. Было записано 6 частей, длительностью от 3 до 10 минут. Звукорежиссёром был Жан-Пьер Жанио, ассистентом Патрик Фулон. Именно такой состав до 1981 года будет записывать альбомы маэстро. Ну и о самом альбоме.
Вообще, первым треком, записанным для альбома является вторая часть. Но вскоре маэстро понимает, что с таким началом о мировом успехе следует забыть и записывает первую часть. Более того, он соединяет её со второй, а вторую соединяет с третьей, и потенциально третью с четвёртой, но не позволил формат винила. Вторая сторона начиналась именно с четвёртой части, которую многие слушатели посчитали за «Брак» (виной всему белый шум, предваряющий композицию), но в конце концов, всё встало на свои места, и мелодия зазвучала примерно на 16-й секунде. Ну не привык Европейский слушатель к спецэффектам, которые ещё и плюс ко всему соединяют одну композицию с другой без паузы. Вот это и была главная фишка маэстро на ближайшие годы, как оказалось лучшие годы в карьере маэстро. А между тем альбом стал мега популярным во всё мире, в том числе и в СССР, но издавать в СССР его так и не стали, из-за одной сомнительной фразы о коммунистическом режиме. Так что либо на бобинах, либо на иностранных пластинках, привезённых минимум из Чехословакии или Югославии. К сегодняшнему дню «Кислород» был переиздан более 370 раз(из материалов Discogs) на разных носителях, в разных странах, в том числе и в нашей. Ну а обложка Мишеля Гранже стала главным атрибутом этого альбома, продолжение которого планировалось уже сразу после выхода первой части, но затянулось на………….20 с лишним лет.
2. 1997 год. Эпичный финал «золотого» 20-летия.
Хотя карьера его насчитывала на тот момент больше 30 лет, «Золотое» время композитора приходится на период с 1976 по 1997 годы. Кому-кому, а мне тогда казалось, что после выхода альбома 1993 года «Хронология» он либо ничего не выпустит, либо выпустит что-то не хуже, а даже круче. Ожидания одновременно и оправдались, и нет. Но всё это были не более, чем гипотетические суждения. А что же было на самом деле?
Вообще, историю эту надо начинать с периода 1994 – 1995 годов, когда маэстро и в творческом плане, и в жизни находился что называется на перепутье. Концертная команда сократилась до 5 человек(не считая маэстро), да брак с Шарлоттой вот-вот даст трещину. А в конце 1995 плохие новости. Умирает Пьер Шеффер, а концерн LAG по причине банкротства прекращает спонсировать маэстро. Так, 10 сентября 1995 года (день, когда он давал мини-концерт в Турине) стал последним днём эпохи инструментов LAG, и уже в 1996 году он вновь отправился в студию, записывать вторую часть «Кислорода», посвящённую памяти своего учителя Пьера Шеффера. 17 февраля 1997 альбом поступает в продажу, но удивлению слушателей не было предела. Возвращение к аналоговому саунду вкупе с новым современным саундом. В общем, не покатила фишка, во многом из-за трансовых штучек. Но при этом самыми пробивными номерами были 7-я,8-я, ну и наверное 12-я и 13-я части.По сравнению с первой частью состав участников записи увеличился уже не было ни Жан-Пьера Жанио ни Патрика Фулона, зато остался Мишель Гранже.За пультом были сам маэстро и Рене Амелен. Ну а в подмогу к маэстро приглашены Франсис Римбер и Кристиан Саль, ну а месье Гранже в подмогу приглашены Бернар Божандр и некто Фокси. Мастеринг провели в США, под бдительным оком Грега Калби. Запись же проходила во Франции, на теперь уже легендарной Croissy-Studio, которая прослужила верой и правдой маэстро аж 20 лет (до 2001 года). Вот таким была запоздалая вторая часть уже великого альбома «Кислород». Как позже скажет сам маэстро, этот альбом подвёл черту под «классическим» периодом творчества. Ну а далее(то есть с 2000 года) начнётся совсем другой, наверное самый неоднозначно воспринимаемый давними его поклонниками период.
3. 2016 год. Окончательный монтаж.
Немало событий предшествовали этому моменту. Были и первые годы работы, и «золотое» время маэстро, и самый неоднозначный период, и 8-летний простой, в ходе которого его коллеги и одновременно конкуренты умудрились выпустить как минимум 2 альбома. Яркий тому пример – его соотечественник Ришар Пиньяс, который в 80-е выдавал по одной-две записи вместо альбомов, в 2000-х же выдал целую россыпь альбомов. Конечно же, так дальше не могло продолжаться, и уже в 2013-2015 годах он записывает дилогию «Электроника», а в 2016 он записывает вещь, которая натолкнула его на мысль
- Каким мог бы быть «Кислород» если бы я записывал его в наши дни.
Можно сказать, это и стало девизом 3-й части «Кислорода», вышедшей 5 декабря 2016 года.Первые аккорды альбома дали понять слушателям, что аналогового саунда 1976 и 1997 годов здесь не будет. Ну да ладно, аналоговый саунд сведён к минимуму. Не будет и трансовых мотивов, из-за которых вторая часть подверглась обструкции. И тем не менее, саунд будет новым, даже новейшим. И за это надо сказать спасибо новейшим синтезаторам и программам вроде Ableton. Техперсонал претерпел очередные изменения: уже нет Croissy-studio, есть AERO Productions,из «старичков» разве что его многолетний менеджер Фиона Комминс де Монтаньяк, Эдит Напиа,Патрик Пелямур ну и наверное Йоахим Гарро – один из продюсеров маэстро начиная с 2000 года.Ну и парк инструментов. Из новичков Стефан Жерве, Луи Аллоне, Эрик Корник ну и многие другие.
Как я уже говорил, первые аккорды альбома дали слушателю понять, что саунд будет полностью новый первые три части альбома – тому подтверждение. Ну а четвёртый трек (как это часто происходило в его карьере) оказался самым пробивным. Даже клип сняли на эту композицию. Ну а далее почти по классической схеме – сначала в 18-й части он «восстановил дыхание», а 19-я стала одной из самых эпических во всей трилогии, которая и привела нас к финалу то есть к 20-й части, в которой можно услышать отголоски Oxygene 6 из первой части, ну и саму мелодию вкупе со звуком костра, который и символизирует завершение 40-летнего цикла. Таким вот и был «прощальный костёр эпохи Кислорода», который дал всем понять, что альбомы ещё будут, трилогия будет много раз переиздаваться, но четвёртой и последующих частей уже не будет. Ну впрочем и трёх частей было вполне достаточно.