Купание в водопаде – один из самых романтичных кадров. Синее небо, зеленые заросли, белая пена летящей воды. Облако мелких сверкающих брызг. Абсолютная свобода. Можно постоять разгоряченным телом под ледяными струями. Пройти сквозь завесу воды, очутиться в таинственной темной пещере. Из нее есть лаз в следующую. Потрогать мягкий мох, погрузиться в него, в воду, в негу, в тайну, в сегодняшний день. Это все сегодняшний день, не кино, реальность.
Прогулка с экскурсоводом
Это Алинкина очередная прогулка с экскурсоводом.
Алинка – обыкновенная городская жительница. Сидячая работа 24/7. Много кофе. Белоснежные кроссовки. Прогулки - с подружками по магазинам, до кафешки или лавочки в ближайшем парке. Лишние килограммы замечаются только когда летом не влезаешь в любимое платье.
А экскурсовод совсем другой, по горам – как у себя дома. На перевал поднялся, спустился, поднялся, спустился, и даже не запыхался. Ему в рюкзак 20 кг доложить можно, даже не заметит. Это я не придумываю, это общие друзья Алинке рассказали, они именно так проделали, не заметил.
Как познакомились экскурсовод и Алинка, я когда-нибудь расскажу. Но сегодня про прогулку. Выбрано местечко – неподалеку. Прям за Кисловодском, несколько километров по дороге на Бермамыт, там долина небольшой речки Гришкина Балка, притока реки Эшкакон. И там тайна.
Цветочные берега
Сначала на горизонте, конечно, нарисовался Эльбрус. Белый на синем. Потом спрятался за холмами. И Алинка сразу про него забыла. Потому что холмы оказались усеяны цикорием. Ярко-синие цветочки будто спрыгнули с неба. Облака тоже спрыгнули и превратились с ромашки. А еще там на полях собрались розовые капельки зари, желтые солнышки и многое прекрасное, что есть на Земле.
Алинка бодро подскакивала в машине на совсем не прекрасной каменистой дороге. Не так далеко от цивилизации, конечно. Можно хоть каждые выходные приезжать, если не жалко машину и зубы.
Остановились на краю цветущего плато, теперь надо в балку спуститься. Можно и «верхом», есть дорога для любителей пощекотать авто животик, но по отзывам можно кое-каких запчастей потом не досчитаться.
Пешком спускалась еще одна компания. Когда догнали их, девочка-подросток сидела прям посреди крутой дорожки и со слезами категорично отказывалась идти, взрослые пробовали разные методы педагогического воздействия…
Кстати, Алинкин экскурсовод в этот раз запасся палками, для немощных, то есть, простите, для продвинутых ходоков. Пришлось Алинке тащить еще и палки. Впрочем, потом они очень пригодились, на обратном пути, чтобы облокотиться на палочку и скулить, как та девочка «дальше не пойдууу…».
Голова богатыря
Неожиданно дорога стала полноводной. Ее пересекал родник, Алинка приготовилась закатать штанишки и шлепать по воде, но экскурсовод нашел ниже по течению, где по камешкам перейти. И вот тут Алина подняла голову и увидала Голову. Это не обнажение доломитов, из-под которого бьет родник. Это настоящая Голова Богатыря. Из сказки. И хотя, Алинка хорошо помнит, что прототипом скорее всего послужила скульптура из усадьбы герцогов Лейхтенбергских в пригороде Петербурга, которую Пушкин мог видеть в июле 1818 г., но невозможно отделаться от мысли, что это – она, «живая голова». «Чудесный холм как будто дышит», каменные очи следят за путниками, брови насуплены. И, кстати, из-под валуна-скульптуры также бьет родник – чудесное совпадение.
А может быть, образ говорящей головы гиганта живет своей жизнью и вплетается в мифологию и реальность по своим законам. Есть скандинавская легенда о Мимире, кельтская легенда о короле Бране – в них великаны лишаются голов, и первая становится советником Одина и охраняет источник мудрости, а вторая хранит народ Британии. И, конечно, есть русская народная «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», который встречает на поле битвы отрубленную огромную голову Росланея-богатыря, под ней спрятан меч-кладенец… Родник хорошая замена мечу. Тем более, если это родник с живой водой.
Наслаждение
После встречи с Головой, ничего не удивительно? Еще как удивительно. Совсем немного пройти, наслаждаясь обычно-прекрасными пейзажами Кавказа, и вдруг вырастает замшелая стена.
Мягкая, как узорный ковер. Сочится водой. Манит потрогать, прикоснуться, слиться, убедиться в ее существовании. Вода капает, весело журчит, растекается по дорожке, нахально забирается в кроссовки, а где-то рядом громыхает с придыханием. Алинка заглядывает туда, где громыхает – несколько шагов и открывается картина из фильма про пиратов, кладоискателей и первооткрывателей. Таинственный остров, большое путешествие, брошенные волею судьбы герои - наедине с необыкновенной природой. Водопады! Два, три, больше! Алинка замерла на скользких камнях, вдруг кто-то хватает ее за плечи… нет, не пираты, просто шутка коварного экскурсовода.
А вода обрушивается вниз, новой и новой бесконечной историей. Сверкает на солнце облако брызг. Алинка лезет поближе к ледяным струям, надышаться, напитаться, напиться и насладится. Мокрая и счастливая - неожиданно понимает, что давно не было так спокойно. Мир ясный, как небо, как вода в водопадах. Понятный, как буйная зелень и белые облака. Ласковый, как солнечные лучи на теплом мшистом камне.
Найти пещеры, воду живую и мёртвую
Может ли быть интереснее? Еще как. Надо пройти под струями водопада, за завесой пещера. С потолка капает, под ногами озерцо, сталактиты, сталагмиты, причудливые формы, множество лазов и ответвлений. Там очень темно, туда только с фонариком. В эту пещеру три входа, есть и окна. А следующая – почти полностью покрыта водой. Всего их семь. Тянутся почти на 100 метров. Самая сухая раскрашена разноцветными наплывами и наростами. Кто пойдет в тайну, на глубину – осторожно, черный песок. Наступать страшновато, ноги уходят в него по щиколотку. Насладившись поисками сокровищ – сокровенных впечатлений – бегом греться на солнце.
Там облачается в дождевики большая компания искателей.
- В каком водопаде живая вода? – спрашивают, - а в каком мертвая?
Алинка не знает. Народ бесстрашно с кружками ищет мертвую воду на вкус. Но не распробовали.
Вообще-то, вода здесь правда не обычная. Гидрокарбонатно-сульфатная кальциево-магниевая с минерализацией 0,5 г/л. Была бы минерализация чуть повыше – считалась бы нарзаном. Но ходят упорные слухи, что в разных водопадах вода отличается. Чаши, в которые падает вода – красные, бурые, розовые, камни радужно-рыжие. Налетает ветер, будто пролетает дух колдуна Черномора… Ведь откуда-то взял старец Финн волшебную воду для возрождения Руслана. Что было здесь в давно минувшие? Пещеры сложены из травертина. Этот камень есть только там, где источники углекислых вод. И в научной литературе, несмотря на огромное количество пещер на Кавказе - Гришнины называются единственными с своем роде.
Грань между мирами
Может ли быть чудеснее? Еще как. Пока Алинка грелась на скале, усыпанной цветочками, экскурсовод развел костер, от котелка - аромат чабреца и мяты, сама собой накрылась поляна. Пикник на обочине обыденности. Очень тонкая грань отделяет сказочный мир земной красоты.
Пора уходить, скатерть-самобранка исчезает в рюкзаке экскурсовода, есть время заехать на плато Бермамыт. Но сначала надо вылезти из Гришкиной балки. Городская неспортивная Алинка пыхтит, как печка. У нее забирают рюкзачок, так легче, но там вода. Остается позади сказочная Голова. Опять чудится дух Черномора. Солнце палит и хочется пить. Но чародейский экскурсовод все время где-то впереди. Алинка малодушно останавливается фоткать ромашки. Потом экскурсовод тащит наверх Алинкин рюкзачок, палки для ходоков и ее саму за ручку.
И вот опять бодрое подпрыгивание и ныряние по колдобинам на машине. Воздух становится свежим и прохладным. Потом очень прохладным. Потом не свежим. Воняет химически. От машины идет дым. Постояли. Поехали. Закипели. Повернули домой. Постояли в сторону дома. Но не долго. Большая часть встречных водителей предлагает помощь. Вот уже под капот заглядывают человек пять, кто-то мажет лопнувшую трубку герметиком, кто-то тащит антифриз и запас воды. Машина теперь все время хочет пить, так и доехали до ближайшего сервиса в Учкекене, постоянно останавливаясь на водопой. Алинка устала. Экскурсовод свеж, улыбчив и спокоен – как ему это удается?
Дорога домой в лучах заката. Всходит луна. В городе нет ни прохлады, ни свежести. Но Алинка помнит тот воздух, тысячи цветов и сверкающих брызг. И тонкую грань на обочине между мирами. Миром повседневности и миром земных чудес. Чтобы перейти эту грань не всегда надо ехать далеко по колдобинам, можно просто поднять взгляд к небу и закату, можно поднять из памяти лучшие моменты. Но и ехать тоже нужно, в те места, где с души сваливается все тяжелое, и она может напиться из родника живой воды впечатлений.
Светлана Соколова