Этот рассказ я написала давно и он был уже опубликован мною, но моим новым читателям он не известен. Рассказ имеет под собой реальную основу. События происходили в конце 90-х.
***
Мила была искусствовед и эксперт. Она считалась признанным авторитетом по оценке антиквариата.
Руководимая ею реставрационная мастерская была хорошо известна и популярна среди художников и музейных работников. В самых сложных вопросах ее мнение было решающим. Мила подрабатывала и в антикварном магазине . Конечно, она хотела побольше заработать, но не это было главным. Главное, это то, что ей доставляло удовольствие соприкасаться с оригинальными старыми вещами.
Любимая работа обеспечивала ей безбедную жизнь, а вклад её мужа в семейный бюджет был более, чем скромным. Виктор работал школьным учителем , он тоже любил свою работу, но его заработная плата была настолько мизерной, что её едва ли хватало, чтобы один раз посидеть с женой в ресторане.
Зато, Виктор великолепно выглядел, он выделялся среди всех своим внешним видом, с ним было не стыдно показаться на любой светской тусовке. Когда то он приковал к себе и Милино внимание своими ослепительно синими глазами, ей показалось, что это солнце просвечивается сквозь сапфиры. К тому же, Виктор был коммуникабельным и легко заводил нужные знакомства. В общем, такой муж, какой ей и нужен был. А то, что не зарабатывает много денег, так это ерунда, она заработает.
Виктор и Мила были женаты уже пять лет, однако детей у них не было. Мила считала, что ещё не наступило время заводить детей, хотя Виктор и убеждал её, что пора. За эти пять лет Мила так и не познакомилась с родителями Виктора, они жили в далёком сибирском посёлке со смешным названием Сёмкино и Миле ехать туда не хотелось. Вначале Виктор пытался её убедить о необходимости поездки, а потом и предлагать перестал. Свой отпуск она проводила обычно в странах, где имелись известные картинные галереи. Виктор понимал это, ведь это профессиональный интерес.
Сам же Виктор половину своего длинного учительского отпуска проводил в родном посёлке у родителей.
И вдруг, желание поехать в Сёмкино у Милы появилось. Нежданно и негаданно.
Виктор вернулся из поездки в родные края и привёз фотографии, на которых он изображён с родственниками. Мила и смотреть их не хотела, но взяв их для приличия , обратила вн6имание на портрет, висевший на стене, на фоне которого фотографировалась группа родственников. Даже не портрет заинтересовал Милу, а рамка в которую он был помещён. Сомнений нет, это старинная рамка. Намётанным глазом Мила сразу увидела ценность рамки. Даже по фотографии она смогла определить большую ценногсть рамки, а отличии от самого портрета.
Ну разве Мила могла не захотеть увидеть эту рамку воочию? Конечно, захотела! И причём, срочно!
- А что это за портрет на фотографии? - спросила она у Виктора.
- Это портрет моей бабушки в молодости. Очень красивая была… Тебе понравилась?
- Да, очень!
Мила долго рассматривала снимок, чем обрадовала Виктора, он не ожидал такого интереса к своим родственникам. Отложив снимок, она не переставая думала о нём. В голове зрел план.
- А у тебя сколько еще отпуска осталось? - вскоре спросила Мила мужа.
- Две недели, - ответил тот.
- А Давай съездим к твоим родным? Ты не возражаешь?
- Милочка! Дорогая! Ты хочешь поехать в Сёмкино? - удивился Виктор, - но я же предлагал тебе, когда ехал туда!
- Знаешь, дорогой, я многого не понимала! А сейчас посмотрела на фотографии и подумала: это же не правильно, что я до сих пор не познакомилась с твоими родителями! Это надо исправить, как можно быстрее!
Виктор был счастлив! Его жена, которую он много раз просил поехать с ним, и которая и говорить не хотела об этом, вдруг сама предлагает съездить к его родным! Вот родители обрадуются! Они постоянно спрашивают, почему Мила не приезжает, а он постоянно придумывал все новые и новые оправдания. И тут, на тебе! Сама предложила!
Через несколько дней они уже подъезжали к Сёмкино. Мила устала. Дорога была трудной и долгой. Сначала самолет, потом поезд, а затем еще 60 км по ухабистой дороге на старой, дребезжащей машине, на которой их встретил двоюродный брат Виктора. Но, наконец-то, они уже на месте и ее дорожные мучения будут вознаграждены.
Во дворе родительского дома был накрыт большой стол, за которым собрались все родственники. Вся родня была в приподнятом настроении, радовались приезду гостей. Ещ1ё бы! Приезжает жена Виктора, таинственная Мила!
- Да тут стол накрыт, как на свадьбу! Когда я один приезжаю, меня так не встречают, - сказал Виктор, - даже от станции на попутках приходится добираться.
- Ну, тебе это не в тягость, - сказала мать, Нина Ивановна, - тебе не привыкать, а вот Милочке непривычно. Устала, небось.
- Я, конечно, устала, Нина Ивановна, - ответила Мила, - но мне все необыкновенно нравится. И дорога по лесу замечательная, и село такое прекрасное, и дом у вас уютный. А мне еще так хочется и внутри посмотреть!
- Да, посмотришь еще! А сейчас за стол! Вся родня уже в сборе, все хотят с таинственной Витиной женой познакомиться, - Нина Ивановна усадила Милу и Виктора на самые почетные места и сама села рядом, представляя Миле всех гостей.
Обедали долго. Гости и не собирались расходиться. Мила сгорала от нетерпения, ей хотелось быстрее увидеть то, из-за чего тащилась так далеко. . Наконец, она решилась выйти из-за стола и попросила Виктора показать ей дом. Они с Виктором обошли все маленькие, тесные комнаты, но портрета там не было. Расстроенная Мила вышла во двор, где сразу же была окружена родственниками, которые задавали ей разные вопросы и пытались рассказать о себе.
Свекровь пыталась оградить Милу от родственников, она видела, что такое внимание невестке не нравится. Да и настроение её как-то упало.
- Ну, вы не все сразу приставайте! Вас много, Милочке и не запомнить, кто есть кто!
Весь следующий день Мила думала о портрете, но ничего не спрашивала о нём, боясь выдать себя. А Нина Ивановна не могла понять причину резкой смены настроения снохи. И только к вечеру Мила решилась спросить у мужа:
- На фотографии, которую ты привез, было много родственников, а я что-то никого из них не видела, кроме твоих родителей.
- Да ты просто их не узнала! Они вчера все были здесь! - Виктор радовался, что жена интересовалась его родственниками и, достав фотографию из комода, начал объяснять.
- Вот, смотри! Это мамин брат, дядя Мирон. Он сидел напротив нас. А это его жена, тетя Марина. Она еще тебе салфеточки вышитые подарила. Это их сын, ты его не могла не увидеть. Он же нас со станции вез! А это дядя моего отца, дед нам, значит. Он еще компот за столом разлил и Наташку, внучку свою выпачкал. А это и сама Наташка.
- А я думаю, что это за девушка молодая на снимке?
- Да, ты, наверное, приревновала! - воскликнул Виктор, - Она же сестра мне двоюродная! А я думаю, что это ты так пристально фотографию рассматриваешь? Неужели приревновала? Удивила меня.
"Какой же ты глупый, - подумала Мила, - еще что придумал? Уж что, что, а тратить свои нервы на ревность я не намерена!" А вслух добавила:
- Откуда же мне известно, сестра она или кто? Ты проводишь каждое лето здесь не меньше месяца, все можно подумать! Может, кто и понравился тут тебе...
- Ну, ты даешь! - не переставал удивляться Виктор, - нашла к кому ревновать!
- А на фотографии вы вместе собрались по какому-то случаю?
- Так юбилей был у дяди Мирона! Мы собрались у него, там и сфотографировались на память.
«Значит, портрет висит у дяди Мирона» - обрадовалась Мила.
Прогуливаясь по селу, Мила спросила:
- А далеко дядя Мирон живет?
- Так тут все близко! Вот, смотри, две высокие ёлки у зеленого забора! Очень приметные ёлки, самые высокие в селе. Это и есть его дом, - Виктор показал в сторону большого кирпичного дома.
- А можно к ним зайти? - спросила Мила.
- Конечно, можно! Давай зайдем! Только у них дома никого нет. На работе, в поле они.
- Как же мы зайдем, если их дома нет?
- Да, очень просто! - ответил Виктор, - Это же тебе не Москва, где все закрывается на несколько дверей, да еще и решетки металлические на окнах! Здесь все просто. Забор высокий, но это не от воров. Нет тут никаких воров. Это для того, чтобы куры и гуси на улицу не выходили. А дверь в дом вряд ли закрыта! А если и закрыта, то ключ под ковриком.
Так и есть! Ключ оказался под ковриком. Виктор взял его и открыл дверь в дом.
- О! Да здесь целые хоромы! Интересно посмотреть!
Искать долго не пришлось. Портрет висел в первой же комнате. Нет, она не ошиблась! Это действительно старинный оклад от иконы 17 века! Мила остановилась, сделав вид, что залюбовалась красотой бабушки на портрете.
- Да! - подтвердил Виктор, - она была необыкновенно красива!
- А кто написал её портрет?
- Мама говорит, да и сама бабушка рассказывала о художнике, который появился здесь вместе с беженцами во время войны. У других беженцев было много вещей, и они их на продукты меняли, а у него - ничего, кроме завернутой в газеты рамки. Местные власти его определили на постой к бабушкиной свекрови. Суровая женщина была! Ох и наплакалась с ней бабушка, когда молодая была! Особенно в войну, когда и мужа, и свекра на фронт забрали. Постоялец голодный, а свекровь ему крошки хлеба не давала. Бабушка тайком кое-что ему отдавала. Да что она могла? Все подконтрольно было свекрови. А постоялец совсем от голода занемог. Вот свекровь и спрашивает у него: "А ты, - говорит, - что же ничего не взял, чтобы на продукты поменять? " А он и отвечает: "А мне некуда было брать. Надо было вот картину нести, краски. Я же художник" "Так, может, меня нарисуешь?", - спрашивает свекровь. "Нет, - отвечает, - не нарисую. Вот ее бы нарисовал", - и показал на бабушку. Ничего не сказала свекровь, ушла, рассердившись. А через неделю приходит и говорит: "Ладно, рисуй ее! Все равно тебя кормить надо, а то помрешь" Так вот и получился портрет. Да только все равно художник умер вскоре. Похоронили его, а документы в сельсовет сдали. Никто и не помнит ни его фамилии, ни откуда он прибыл.
- Как интересно! - сказала Мила, - И такая память о бабушке осталась! А, знаешь, ты так на нее похож! Было бы неплохо, если бы этот портрет нам подарили и наши дети имели бы такую реликвию.
- Какие дети? Где же они у нас? - спросилВиктор.
- Ты что, думаешь, что у нас никогда не будет детей? Сейчас нет их у нас, но ведь будут же.
Виктор удивился и обрадовался вопросу. Он считал, что давно уже надо было иметь детей, но Мила и говорить не хотела на эту тему.
" Дети?! Этопеленки, распашонки, подгузники? Это не про меня!", - так обычно она отвечала на вопрос, когда же, наконец, у них будут дети.
- Ты, правда, хочешь ребенка?
- Ну, конечно, хочу! Раньше я не была готова, а теперь уже пора, - ответила Мила, - Вот я и хочу, чтобы наши дети знали своих предков.
- Ты права, дорогая, было бы хорошо получить этот портрет, но дядя не отдаст его. У него Сергей, сын его, который в С.Петербурге живет, в прошлом году просил отдать портрет, но дядя сказал: "Пока я жив, портрет будет висеть здесь!"
- Ладно, ты прав! Ничего ему не говори, а то поставишь в неловкое положение. Ему отказывать будет неудобно, и отдать он не сможет.
Вечером Мила объявила, что завтра они уезжают, так как ей сообщили, что на работе срочно требуется ее присутствие. Нина Ивановна расстроилась, ведь обещали неделю побыть.
Мила ничего не ответила, пошла собирать свои вещи.
Окончание