Найти тему
Друг для друга Курск

«Кукольная слобода» Ольги Жихор

Оглавление

Уже 7 лет в школе искусств села Рышково Курского района существует музей народной игрушки «Кукольная слобода». Основала его директор ДШИ, народный мастер России Ольга Жихор. Сейчас в коллекции около 700 кукол – глиняные, деревянные, соломенные, берестяные, текстильные…

   Ольга Жихор и артельная кукла Машенька
Ольга Жихор и артельная кукла Машенька

Сама Ольга Петровна занимается изготовлением кукол более 10 лет. Училась у мастеров из других регионов и у бабушек, которые помнят старую технику изготовления.

До этого мастерица более 20 лет занималась росписью по бересте. И самые первые изготовленные ею куклы были берестушки. С ними в 2015 году курянка поехала на фестиваль «Славянский базар» в Витебске. И после этого серьезно увлеклась народными куклами.

– Фестиваль шёл несколько дней. И весь Витебск, все площадки были заставлены куклами. Не знаю, успели мы всё посмотреть или нет, но это был настоящий кукольный калейдоскоп – все разные, необычные. На конкурсе я тогда ничего не заняла, но куклами заболела, – признаётся Ольга Петровна.

Приехав домой, стала искать мастер-классы в интернете, изучала информацию, которая попадалась, а ее тогда было совсем мало, повторяла за мастерами, но чувствовала – чего-то не хватает. И только оказавшись чуть позже на фестивале в Липецке и попав на мастер-класс к известной кукольнице Марине Мишиной из Санкт-Петербурга, мастерица поняла: традиционная народная кукла – не просто оболочка, в первую очередь важно внутреннее содержание.

   Три Спаса
Три Спаса

Игрушки со смыслом

Традиционные народные куклы можно разделить на три группы: игровые, обрядовые, куклы-обереги.

Игровые делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Обычно их создавали из материалов, которые были под рукой.

Обрядовых изготавливали по особому случаю, для участия в обрядах: земледельческих, свадебных, праздничных.

Куклы-обереги делались для определенного человека или семьи на конкретную ситуацию. Главным правилом при их создании было отсутствие инструментов – ткань рвали и скрепляли без иголки, чтобы острые предметы не могли нанести вред хозяевам.

В начале прошлого столетия появились артельные куклы. Их создавали художники-кукольники, работали целыми артелями. Наряд каждой куклы отражал особенности народного костюма и местные традиции. Ценились они и за границей.

У Ольги Жихор целая серия таких игрушек – в традиционных костюмах Курской, Тульской, Рязанской, Архангельской губерний и других регионов. Образы мастерица воссоздаёт по фотографиям из этнографических экспедиций.

– В Туле, прежде чем разрушить старый дом, который идёт под снос, пускают туда музейщиков. И они разбирают вещи, смотрят, что есть интересного для музеев, – рассказывает Ольга Жихор.

В музее в Рышково можно увидеть реплики кукол, которых тульские музейщики нашли во время разбора одного из домов.

Это куклы-венички, сделанные из лыка: Ангел, Доля, Коза и Хозяюшка. У каждой – своё предназначение и своё место в доме. Ангела вешали перед входом, чтобы «прикрывал» икону, не давая вырвавшимся случайно бранным словам долетать до святого образа. Доля, как правило, была у печи, «помогая» хозяйке, а Коза – в хлеву, защищая животных.

Весной, перед Пасхой этих куколок снимали и белили ими избу. Юбки получались белые, праздничные, и их опять размещали по своим местам. А перед Рождеством сжигали и делали новых.

– В музеях очень мало обереговых кукол, сохранившихся до наших дней. Считалось, что после того как куклы своё «отработали», их следует уничтожить – сжечь или пустить по реке. Впрочем, кукольники сейчас спорят, правда это или нет, – говорит мастер.

   В музее около 700 кукол
В музее около 700 кукол

Потешные кулемы и зольные куклы в подарок дочери-невесте

С каждого фестиваля и ярмарки, в которых принимает участие, Ольга Петровна обязательно везет новый экспонат для своего музея. И сама уже освоила множество конструкций кукол из разных областей России. Вот кубанские куколки-курочки «кулёмы» уверенно стоят на ножках-рогатках. Кулёмами называли деревенских девчонок, одетых «по-городскому», с ридикюльчиками в руках. Куклы считались потешными.

«Три Спаса» – это поморки в традиционных костюмах с корзиночками в руках. С этих оригинальных корзиночек, купленных на фестивале, проходившем на Соловках, и началось создание этой работы.

На соседней полке расположились зольные куклы. О них курянка узнала на фестивале в Липецке. А сама традиция их создания относится к селу Роговатое Староосколького района Белгородской области, жительница которого Нина Исакова поделилась воспоминаниями с современными мастерами.

Своё название кукла получила из-за того, что голову набивали золой из домашнего очага. Считалось, чем больше голова, тем больше достаток, ведь зола олицетворяет домашнее богатство, урожайность. Такую куклу тайком делала мать и дарила дочери перед свадьбой как память родного очага. И если спустя время голова куклы темнела – проступала зола, то для матери, приехавшей навестить дочь, это был знак, что в чужой семье молодой жене несладко – плачет украдкой наедине с куклой. Рассказывают, что зольными куклами могли даже драться.

А вот четыре девицы в курских костюмах – села Илёк Беловского района, Березовец Поныровского, Горшеченского и Курчатовского районов (раньше это была территория Льговского уезда).

   Авторские куклы Ольги Жихор – игровые и артельные
Авторские куклы Ольги Жихор – игровые и артельные

Зоя, Шурочка и Женечка

Увлекшись куклами, Ольга Жихор познакомилась с жительницами Курского района, которые с радостью вспомнили, как, повторяя за взрослыми, делали в детстве тряпичных кукол. Так появились куклы Зоя и Шурочка – в честь Зои Борисовны Колчевой и Александры Ивановны Каменевой, помогавших восстановить забытое мастерство.

Зоя и Шурочка – игровые куклы. Технология их изготовления схожа. Александра Ивановна рассказала, что туловище набивали ватой из телогрейки либо остатками от набивки матраса. Голова, туловище и ножки – из одного куска ткани. А ручки пришивные. Кукла Зои Борисовны немного другая: шьется длинное туловище и набивается сеном или соломой либо кукурузными метелками.

– Когда сделали Шурочку, Александра Ивановна говорит: «А есть еще мальчонка». В итоге появился у нас жених Женечка, – рассказывает Ольга Жихор.

Имя у парня тоже неслучайное. Так зовут папу ученицы Ольги Петровны Ангелины Щербаковой, который и познакомил её со своей соседкой бабой Шурой. Одет Женечка на городской манер – модная кепка и ботинки с белыми носочками.

Вместе с Ангелиной Ольга Петровна не раз участвовала в фестивалях в паре «учитель-ученик» с авторскими куклами, созданными на основе Шурочки, Зои и Женечки. Итогом таких поездок всегда были призовые места. Сейчас Ангелина – абитуриентка, будет постигать профессию художника.

Есть в коллекции еще одна курская кукла – Оленька. Она названа в честь бабушки бывшей ученицы Ольги Жихор, которая обнаружила забытую игрушку. Разбирая чердак в доставшемся по наследству доме, девушка нашла там бабушкину куклу. Ольга Петровна сделала копию.

– Из конструкции можно понять, что бабушка занималась изготовлением ковриков – основу куклы составляют нитки, из которых их плетут. Ручки накладываются и приматываются, юбка пришита. На голове – чепец на сборке, лицо нарисовано карандашиком, – объясняет мастер.

Чаще куклы делались безликими. Издревле в народе считалось, что отсутствие лица не позволяет злым силам вселиться в куклу. А также она не может быть двойником какого-нибудь человека, а значит, никто не сможет через неё причинить кому-то зло.

Совсем простая конструкция у горшеченской ляли. С ней познакомила коллег директор Горшеченской ДШИ Елена Тихонова, которая также увлекается куклами. Как и Ольга Жихор, она создала при детской школе искусств небольшой музей.

– Она нашла бабушку, которая показала, как делалась такая кукла-однодневка. В основе – скрученный рушник, в роли юбки – занавеска с печки. Подвязали фартук, надели на голову платок, какой был в доме, и игрушка готова. А когда ребенок наигрался, всё разобрали и повесили на место, – рассказывает Ольга Петровна.

   Кукла «СемьЯ»
Кукла «СемьЯ»

Начнём от печки

В этом году проект Ольги Жихор «Начнём от печки» получил грант Президентского фонда культурных инициатив. Это серия мастер-классов по созданию народных кукол и другим традиционным промыслам для детей из ДНР и ЛНР, находящихся в пунктах временного размещения, с целью приобщения их к русской культуре. В рамках проекта ребята посетили музей «Курская слобода» и стали зрителями кукольного спектакля в ДШИ. Он поставлен по сказке Татьяны Кирюшатовой, которая рассказывает о народных куклах.

– Создавая традиционных народных кукол, ребята узнают, как жили на Руси в старину, изучают обычаи, – объясняет руководитель проекта. – Например, кукла Зерновушка, которую делали осенью, представляет собой набитый зерном мешочек. Она считалась оберегом и защищала крестьянскую семью от голода. Такую куклу делали после уборки урожая, наполняли мешочек зерном и ставили в красный угол, где он хранился весь год. Чем больше мешочек, тем лучше урожай. Если вдруг наступал голод, из этого мешочка брали зерно для еды. Так по состоянию мешочка можно было судить, живёт семья в достатке или небогато.

Проект завершится конкурсом на лучшую авторскую куклу и выставкой, которую планируется организовать в областном Доме народного творчества.

Куклы-обереги

Филипповка – шестирукий оберег. Оберегает женские руки от усталости и травм. Чтобы рукоделие приносило прибыль, на пояске привязан узелок-макомник с зернышком и монеткой.

Баба-яга – оберег для дома. Его привязывают в прихожей. Если метла вниз, значит, Баба-яга выметает из дома все плохое, а если вверх – к денежному благополучию.

Радостея символизирует женщину, которая, радостно подняв руки вверх, приветствует каждого, кто входит в дом. При этом не впуская злых людей и невзгоды.

Метлушка – очистительная кукла. Изготавливается на основе маленького веничка. Чтобы плохое выметать из дома, а хорошее вметать в дом.

Кукла «На здоровье». Заплетая косу у куклы, тихонечко приговаривали: «На здоровье, на здоровье». Эту куклу давали ребенку играть, когда он болел.

Берестушка – оберег для дома. Внутрь можно положить записочку с молитвой или желанием, написанным своей рукой. Хранится около окна или двери. Обычно такую куколку ребенку дарила бабушка, поэтому она еще называется «бабушкина кукла».

Утешница. Куколка с мешочком внутри для подарков и конфет – детям и взрослым.

Кукла «СемьЯ». Оберег для крепкой, здоровой, дружной семьи, живущей в достатке. Куколка с мужским и женским началом, да ещё и с детками: у мамы пять деток, она сама – шестая, символизирует материнскую заботу, защиту и любовь. Основание куклы – берестяная скрутка, символизирует папу и мужа, ту опору, на которой держится вся семья.

Куколка на удачное замужество помогает удачно найти мужа. Шею украшают семь воротничков, на каждый загадывают желаемые качества будущего мужа. Традиционно кукла делается без рук, чтобы в замужестве было меньше тяжелой работы и муж на руках носил. Кстати, на ярмарках таких куколок разбирают быстрее всего.

Анна КОРШУНОВА

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1502/new/018443/.

Архив статей газеты ~ № 31 (1502) 1 августа ~ 2023 год.