Павел Николаевич уже и не помнил, из-за чего поругался с родителями, точнее даже не с родителями, а с отцом, но так как мать отца поддержала, то получается, что общаться он перестал с родителями полностью. Он всё думал, что это было недавно, и только сегодня понял, что ссора произошла, когда его сын, Димка, в первый класс только пошел, а в этом году он уже получил аттестат об образовании и поступил в университет. Получается, что с момента разрыва отношений прошло 11 лет... «Да, дела…» - грустно вздохнул Павел Николаевич.
Отец тогда что-то сказал ему про сына, про внимание и воспитание. Павел тогда вспылил, запретил общаться с внуком. Как отец мог что-то говорить ему? Отец за жизнь заработал только трехкомнатную хрущевку в панельном доме, дачу в 6 соток за городом, да на «Жигули» еле-еле накопил, на них и ездит уже более тридцати лет.
Он же, Павел, отучился, создал свой бизнес с нуля. Строительная фирма, которая приносила стабильный доход, объемы растут, заказов много. Квартира опять же в элитке, дача – не щитовой домик какой-нибудь, а коттедж двухэтажный, машины люксовые и у самого, и у жены. В отпуск по заграничным курортам ездит и сына возит, а не то, что самого Павла один раз вывезли в Анапу на море, сами родители тогда в первый и последний раз там были. Так что он – мужик взрослый, состоявшийся и при деньгах.
И после этого отец может его учить, как сына воспитывать? Это его сын, вот и воспитывал Димку Павел сам, что мог дать парню такой дедушка? Это Павел Николаевич оплачивает его репетиторов по разным направлениям, вкладывается в спортивное снаряжение и тренировки, не экономит на сыне, сколько скажет - столько и даст. Да, самому ему редко удается лично общаться, и на соревнованиях сына ни разу не был, но он за все это платит и ребенка развивает. Павел же не на диване дома сидит, а всю эту шикарную жизнь организовывает.
Хорошо хоть сын проблем не доставляет: отлично школу закончил, поступил без проблем в универ, на престижный факультет, между прочим. Его упрекнуть, как отца, не в чем. Он вкладывается в сына, в свое продолжение, вот и результат получает. Сын первое время спрашивал про дедушку и бабушку, а потом перестал. Павел решил, что мальчик забыл и не напоминал ему больше.
Обо всём этом Павел Николаевич думал, глядя в окно, сидя в удобном кожаном кресле в своём кабинете. Несколько минут назад ему позвонила двоюродная сестра и сообщила, что умерла его мама, назвала место и время прощания, куда он может прийти, если, конечно, захочет, и положила трубку.
Это было неожиданно. Павел никак не думал, что он вот так навсегда поссорился с родителями. Несколько раз он хотел с сыном съездить и встретится с ними, но наваливались неотложные срочные дела, он визиты откладывал. Время есть ещё!
Иногда, наоборот, злился и думал, что сам не поедет к ним, вот пусть ищут они встречи с его семьей и помощи просят. Он не жадный, он даст, у него средств достаточно, только вот пусть придут и попросят, а, если не идут, то значит он, сын, им не нужен и внук им тоже не нужен, раз они столько лет живут без общения, а то все говорили, что любят. И тут этот звонок… Мама же была еще не старая, всего-то 67 исполнилось месяц назад, он это помнил, хоть и не поздравил. И не болела она… вроде бы…
К прощальному залу Павел Николаевич подъехал на своем люксовом внедорожнике, достал из багажника огромный букет роз, перевязанный черной ленточкой. Сыну, Димке, он решил ничего не говорить и с собой на прощание не взял, тот вроде на тренировке должен быть. Парень поди и забыл уже, что у него есть такие родственники, чего ему душу бередить.
У входа в зал стояли родственники и знакомые, некоторые укоризненно на него поглядывали и перешептывались между собой. Павел Николаевич уверенно направился внутрь, а когда вошел, то остолбенел и чуть не выронил из рук огромный букет…
Рядом с его отцом возле бабушки сидел Димка. Павел даже на секунду зажмурился и снова открыл глаза, Димка сидел там, где и сидел. Иногда они с дедом наклонялись друг к другу и тихонько переговаривались. Люди подходили к ним, похлопывали Димку по плечу, жали руку отцу и отходили. Было видно, что Димка тут свой, его тут все знают. Павел ничего не мог понять.
Павел Николаевич положил розы, постоял немного у гроба и подошел к отцу и сыну: «Помощь нужна», - тихо спросил он у отца и попытался обнять. «Обошлись, спасибо», - тихо ответил отец.
Павел сидел рядом с отцом, опустив глаза в пол. Одного он понять не мог – откуда здесь Димка? Похороны прошли, потом поминальный обед в простой столовой, но все было хорошо приготовлено. Павел даже поймал себя на мысли, что в новомодных дорогих ресторанах так вкусно давно не ел.
Когда люди стали расходится, Павел подошел к отцу и Димке, они все время вместе держались. Тут его опередил Димка и, глядя в упор, твердо сказал : «Пап, я к деду переезжаю жить. Ему моя поддержка нужна. Если перестанешь общаться и со мной, то я без претензий. Мы с дедом выдержим. Я работать пойду!»
Оказалось, что мальчик все эти годы и не переставал общаться с дедушкой и бабушкой. После уроков бежал к ним. Бабуля обеды готовила вкусные. Дед с уроками помогал, ведь инженер по образованию, он и по алгебре, и по физике внуку мог объяснить, а парень Димка был смышленый.
Родители-то бизнесом занимались, им некогда. Отец из него самостоятельного воспитывал: выдавал ему на месяц сумму определённую, чтоб он секции и репетиторов сам оплачивал. Тогда Димка решил, чего это отдавать деньги всяким репетиторам, он и сам всё выучить может, а деньги стал приносить к деду с бабушкой. Они, правда, сначала артачились, но Димка сказал, что тогда эти деньги будет выбрасывать. Из того, что давал отец, он только секцию своей любимой греко-римской борьбы оплачивал. Хорошие результаты показывал. Дед на всех соревнованиях был, а у отца времени ни разу и не нашлось.
Вот так ребенок оказался не по годам умнее и добрее своего отца.
Берегите отношения с близкими людьми! Когда-то отношения закончатся и можно о многом потом жалеть, только уже исправить будет нельзя!